Благотворительность положительно влияет на психику

Помогая другим, даже анонимно, человек испытывает приятные эмоции

За тысячи лет ничего не изменилось. Человечество так же тяготеет к альтруизму и благотворительности, чтобы выжить. Хотя, не всегда эта помощь добровольна. Историки отмечают, когда определенные действия или бездействие человека угрожали выживанию племени или рода, то его просто изолировали от общества. Уже в древние времена, с появлением первых государств, благотворительность стала не просто одним из важных факторов выживания отдельного сообщества, а и политическим инструментом влияния.

"Древнеегипетские поучения" и "Законы Хаммурапи", которые датируются вторым тысячелетием до нашей эры, свидетельствуют о развитой системе благотворительности в древнеегипетском обществе. Например, в Египте систематически перераспределяли избыточные ресурсы с богатых регионов бедным или пострадавшим от катаклизмов районам. Также законами были установлены уровни прожиточного минимума, а отказ помогать бедным считалась преступлением.

С появлением первых государств, благотворительность стала не просто одним из важных факторов выживания отдельного сообщества, а и политическим инструментом влияния

Вполне вероятно, что именно тогда и появилось так называемая "показательная благотворительность". В одной из древнеегипетских рукописей говорится о фараоне, который хвастался добрыми делами: раздавал еду голодным, похоронил бедняка и отдал зерновую ссуду за должника.

Во времена античности, со стремительным развитием философии и общества, появляется филантропия - "любовь к людям". В греческих полисах ответственными за "государственную филантропию" были городские депутаты - пританы. Они занимались организацией бесплатных массовых трапез, сборов милостыни для бедных и заботой о ных. Постепенно это явление стало всенародным. Известные тогда философы открыто пропагандировали необходимость взаимопомощи и любви к ближнему.

Однако "любовь к людям" отнюдь не распространялась на рабов и была формой взаимоотношений исключительно между гражданами Греции.

Государства рассматривали благотворительности как инструмент уменьшения социальной напряженности. Голод и бедность толкают людей на преступления, приводят к болезням, восстаниям, высокой смертности и эмиграции. То есть - отрицательно влияют на качество жизни всего общества и ставят под вопрос целесообразность системы социальных отношений, а фактически - государства.

Государства рассматривали благотворительности как инструмент уменьшения социальной напряженности

Поэтому забота о тех, кто в этом нуждается, естественно лежит на плечах "здоровой" части общества. За это благотворители, филантропы и меценаты получают ряд "преференций" - от вышеупомянутой стабильности и комфорта существования в государстве к уважению, благодарности и повышение статуса.

Последнее умело использовали политики Древнего Рима, которые превратили благотворительность в политическую технологию. Сенаторы, консулы и императоры тратили целые состояния, чтобы задабривать своих потенциальных избирателей и армию, которые в дальнейшем обеспечивали им высокие должности, полноту власти и безопасность правления. "Хлеб и зрелища" быстро стали неотъемлемой частью римской политики на протяжении многих веков существования Республики и Империи.

Меценатство, как одна из форм благотворительности, также зародилась в Древнем Риме. Традицию поддерживать культуру и образование, тратить средства на создание театров и парков заложил древнеримский политик Гай Цильний Меценат, а годы правления его друга и покровителя, императора Октавиана Августа, считаются "золотым веком" римской культуры.

Церковь получала от благотворительности немало репутационных преференций, что помогало распространению веры

После упадка античного мира благотворительность, как и многое другое в Старом Свете, "монополизировала" церковь. Именно при христианских приходах массово начали открываться дома милосердия, сиротские приюты, пункты приема одежды и еды. В Новом Завете, как и в египетских законах две тысячи лет раньше, благотворительность пропагандировалось как одна из обязанностей человека. Кроме этого, считалось основным достоинством христианина. Вместе с этим, церковь получала от благотворительности немало репутационных преференций, что помогало распространению веры.

Благотворительность положительно влияет на психику, отмечают исследования. Помогая другим, даже анонимно, человек испытывает приятные эмоции, в соответствии с принятыми социальными установками и воспитанного тысячелетиями инстинкта выживания в социуме. Это несколько меняет восприятие альтруизма или благотворительности как бескорыстного проявления добра. Впрочем, не уменшает его важное значение.

Эволюция благотворительности постепенно сформировала у человека привычку помогать. К этому добавляется и внутренний зов делиться избыточной энергией и ресурсами, а также естественное желание "сбалансировать" общество. Как молекулы и твердые тела не могут существовать без химических связей, так и социум не может существовать без взаимоподдержки. И это уже больше, чем просто выживание целых групп и государств - это естественный зов, воспитанный тысячелетиями и желанием оставить после себя добрый след.

Антон Мороз, для Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі