Учителя, которые умеют мотивировать, исчезают, как мамонты
Украинский язык у выпускников школы не улучшился
Не стихает дискуссия о введении обязательного внешнего независимого оценивания по математике. Снова попробую акцентировать внимание тех, кто думает и тех, кто принимает решения, только на одном вопросе: "А для чего нужно вводить обязательное ВНО по математике?"
Если, вводя обязательное ВНО, ставится цель добиться решительного улучшения математических знаний у выпускников школ - это равносильно цели построения коммунизма. Потому что, во-первых, у подавляющего большинства выпускников школ отсутствует мотивация изучать математику. Во-вторых, заставить учиться (а введение обязательного ВНО - это фактически проявление того же принуждения) можно, но, как показывает огромный пласт общественного опыта, такое обучение реальной пользы не принесет. Силой мил не будешь, сдадут ВНО и забудут. Тем более, если речь идет о ВНО по математике в украинском исполнении и с украинским порогом "сдал/не сдал", который, как правило, не превышает порог угадывания.
Силой мил не будешь, сдадут ВНО и забудут
То есть, введение обязательного ВНО по математике - абсолютно формальная процедура, которая априори не может иметь реального влияния на качественное улучшение математических знаний выпускников школ. О студентах колледжей и техникумов, в которых математика не является профильным предметом, это вообще отдельная тема. Потому что для них это оценивание, по моему мнению, является не чем иным, как печальным шоу с возможными достаточно негативными последствиями. Другими словами: серьезной и глубокой мотивации в контексте изучения математики обязательное ВНО по этому предмету не будет иметь.
Мотивировать может только учитель. С первого класса. И дальше. А вот с учителями, которые могут мотивировать учиться, а не просто провести урок, с каждым годом становится все сложнее. Они исчезают, как мамонты. И процесс их исчезновения остановить не удалось. Более того, не вижу даже концептуальных попыток это сделать. Кроме разговоров. Между прочим, мамонты исчезали в течение достаточно длительного исторического периода. Исчезновение учителей, которые могут мотивировать, а не только проводить уроки, происходит очень быстро. Вот в чем проблема. А не в необходимости введения обязательного теста по математике.
Только два или три университеты условием вступления определили наличие результатов теста сложного уровня
Между прочим, тест по украинскому языку и литературе обязательным для выпускников школ стал несколько лет назад. Улучшились ли существенно знания выпускников школ по украинскому языку с введением обязательного теста? Не улучшились. Нынешние результаты ВНО об этом убедительно свидетельствуют. И не только результаты ВНО. Поэтому не нужно, как говорят в народе, искать топорик под лавкой. Он не там лежит.
И очень прошу не думать, что хорошие знания абитуриентов по математике нужны нашим университетам. Имеем опыт 2014 года, когда мы попытались ввести тест по математике двух уровней: стандарт и более сложный. Тогда только два или три университеты условием вступления определили наличие результатов теста сложного уровня.
Комментарии