ВНО становится токсичным для украинского образования
Технология проведения и оценивание требуют немедленных изменений
Внешнее независимое оценивание становится токсичным для украинского образования... Написал это и самому страшно стало. Но и молчать не могу. Ведь тогда, когда в 2007-2008 годах мы вводили ВНО, то никто и представить не мог, что через 10-15 лет во многих школах подготовка, а фактически - натягивание к ВНО, станет основным в образовательном процессе, а систематическое выполнение учебных программ, усвоение знаний, формирование навыков и компетентенций - будут вторичными. Не представляли, что темы, "которые будут на ВНО", ученики будут желать изучать, а другие - нет. Что уроки по предметам, которые "выносятся на ВНО" будут посещать, а другие предметы станут изгоями.
Не думали, что многие учителя в реальное учебное время будут заниматься натаскиванием к сдаче ВНО, а руководители школ будут закрывать на это глаза... Не представляли, что результаты ВНО лягут в основу рейтингов школ, по которым будут определяться "лучшие" и "худшие" заведения, а органы управления образованием будут издеваться над учителями и руководителями за "низкие" результаты ВНО, хотя 75 процентов участников ВНО готовятся к нему с репетиторами, по данным социологов.
Не представляли, что результаты ВНО лягут в основу рейтингов школ
Если откровенно, то в те далекие годы были серьезные опасения по поводу возможных негативных последствий введения ВНО. Именно поэтому мы делали так, чтобы ВНО и школа пересекались только в содержании программ внешнего оценивания. В те годы школа могла и не знать зарегистрировался ученик для прохождения ВНО или не нет. Участники оценивания свои результаты узнавали в конфиденциальном режиме и имели полное право не сообщать о них школу и учителей. Никакого влияния результаты ВНО на оценки в аттестате не имели... Да и рейтинги по результатам ВНО никто не строил. То есть, "хорошие" или "плохие" результаты участника тестирования, отнюдь не влияли на оценку работы школы и учителей. Добавьте к этому фактическую (не юридического) независимость УЦОКО от чиновников Министерства образования и науки, которую полностью и беспрекословно поддерживали тогдашние министры образования - Николаенко и Вакарчук, и станет очевидным, почему ВНО не имело столь негативного влияния на образовательный процесс в школе, как оно имеет сейчас.
Потеря УЦОКО в 2011-2014 годах формальной независимости от чиновников Минобразования, сочетание ГИА и ВНО, инсталляция технологий ВНО в образовательный процесс, рейтингомания на основе результатов оценки обусловили те резко негативные явления в школьном образовании, из которых я начал этот блог. И эти разрушительные процессы продолжаются. Особенно в условиях дистанционного обучения и пандемии, которые мощно обнаружили неспособность существующей технологии проведения ВНО адаптироваться к практически новым условиям функционирования системы общего среднего образования. А эта технология остается неизменной уже почти 15 лет... Я об этом писал год назад накануне ВНО-2020, я пишу об этом и сейчас. В течение года ни одного шага к реформированию технологии проведения ВНО не сделано. Есть поговорка, что старый конь борозду не портит. Но старый конь уже и не пашет, так как молодой. Тем более, когда мир вокруг коня за 15 лет существенно изменился. В Украине уже цифровые паспорта введены, а тесты ВНО и сегодня выполняем в бумажных тетрадях, тратя миллионы гривен для их печати и развозки в пункты тестирования и обратно. Очень боюсь, что с причин технологической отсталости и реально токсического влияния на старшую школу, вопрос о целесообразности существования ВНО может стать очень серьезным.
В Украине уже цифровые паспорта введены, а тесты ВНО и сегодня выполняем в бумажных тетрадях, тратя миллионы гривен для их печати и развозки в пункты тестирования и обратно
Что делать для опережения этого возможного провала?
Во-первых. ВНО должно быть отделено от школы. Брак между ними должен быть расторгнут. Для сохранения как ВНО, так и нормальной школы. Как вариант - возвращение к практике 2007-2008 годов. С изменениями. И обязательно отмена сочетания ВНО и ГИА. Отмена не на год. Навсегда. Котлеты и мухи - отдельно.
Во-вторых, категорический запрет оценки работы учреждений общего среднего образования в форме любых рейтингов по результатам ВНО. Если рейтинги нужны, то должна быть разработана новая система формирования таких рейтингов, но вне результатов ВНО. В Украине есть как минимум два мощные государственные институты, которые могут это сделать. Речь идет о Государственной службе качества образования и Институте образовательной аналитики. Хотя, собственно, такие рейтинги и нужны, как один из элементов оценки качества функционирования системы общего среднего образования.
ВНО должно быть отделено от школы
В-третьих. Технология проведения ВНО, как и оценивание, требуют немедленных изменений. Год уже потеряли. Это очень важно, учитывая и пандемию, и на дистанционное обучение... Но особенно важно это для того, чтобы обучение в старшей школе не стало только подготовкой к ЗНО... Как оно есть сейчас.
Когда писал эти строки, в ФБ увидел объявление, что от имени Университета менеджмента образования собираются выдавать сертификаты о повышении квалификации учителям-филологам, которые "готовят к сдаче ВНО". Не тем учителям, которые учат учеников азам языка и литературы, а тем, которые готовят к сдаче ВНО... Комментарии нужны?
Развивая систему ВНО, мы во многом ориентировались на американский SAT. Но нигде не могу найти информации, что рейтинги американских школ строятся на результатах SAT. И что американские школы во время официального учебного процесса готовят учеников к сдаче SAT.
P.S. Очень обидно было писать о токсичности ВНО для современного школьного образования. И не хочу быть в роли Тараса Бульбы...
Комментарии