Смешанное обучение мешает внедрить устаревшее советское лохмотье
Необходимо изменить профессиональный стандарт учителя
Говорят, что с 1 сентября в школах будет смешанное обучение. Чем бы дитя не забавлялось, лишь бы не плакало. По моему мнению, прежде чем говорить о смешанной или любой другой (не такой как сейчас) форме организации обучения, нужно решить несколько проблем.
1. Изменить существующие нормативы и требования к функционированию учебных заведений. Начиная от наполняемости школ и заканчивая наполняемостью классов и штатными расписаниями. Потому что, вряд ли будет потребность в условиях смешанного обучения содержать огромные школьные помещения, чтобы нагревать зимой полупустые классные комнаты за баснословные деньги. И будет ли настоящим и эффективным дистанционное обучение для 35 учеников класса? И будут ли нужны в учебных заведениях "массовики-затейники".
2. Изменить профессиональный стандарт учителя. В системе смешанного обучения не нужна будет, образно говоря, безотказно-послушная "Марьиванна", как ретранслятор древних знаний, урокодавач, класрук и оформитель отчетов и методразработок. А нужен будет модератор, куратор, тьютор, репетитор, наставник. Академически свободный. Академически ответственный. С соответствующей оплатой труда. А не с такой, как в "Марьиванны" - все равно мизерной для всех, независимо от результатов работы педагога.
3. Посмотреть сущность некоторых конституционных и законодательных норм. Обеспечение получения бесплатно среднего образования, прежде всего, будет означать создание государством условий для получения такого образования. Не столько в школе, как вне ее путем обеспечения ученика надлежащими техническими средствами (а не примитивными бумажными учебниками), доступом к интернету (а не к "Марьиванны). Также гарантией получения бесплатного среднего образования должен стать принцип "деньги ходят за учеником", а не за школой.
Гарантией получения бесплатного среднего образования должен стать принцип "деньги ходят за учеником", а не за школой
4. Ликвидация советской системы управления образованием. Районо и другие оно, советские по духу и стилю работы директора школ нужны "Марьивановнам", которые без няни и надзирателя жить не могут. Другому педагогу все это устаревшее советское лохмотье, как пятое колесо к телеге: только мешать будет.
Это лишь некоторые проблемы, которые нужно решить для внедрения смешанного обучения.
Подобных проблем есть еще немало. Но есть ли политическая воля их решать? Есть ли те камикадзе, которые готовы взять на свои плечи очень тяжелую судьбу решения указанных и кучи других проблем? Сложные этот вопросы. Хотя лично я без надежды надеюсь, что такие есть, или будут. Если же не будет ни политической воли, ни камикадзе, то говорить о каком-то смешанном обучение, это все равно, что борщ заочно есть. Можно много о том борще рассказывать языком смокать и в снах его видеть, но от того сыт не будешь.