От юлианского календаря не отказалась только РПЦ и зависимые от нее

Когда праздновать Рождество

Приближается Рождество Христово. Не скажу, что у многих, но все же в некоторых украинцев возникает вопрос: когда его праздновать? Ведь государство дало нам два выходных для этого праздника - 25 декабря и 7 января. И надо как-то выбирать. Ведь не родился Иисус Христос дважды. Но над такой, мягко говоря, странной ситуацией у нас не особо задумываются. В конце концов, в сфере религиозной работает не столько рациональность, сколько вера, которая часто опирается на традицию.

Сейчас мир живет по григорианскому календарю, который стал официально признанным стандартом в большинстве стран мира. Касается это и Украины. Однако преимущественно наши люди празднуют религиозные праздники по "старому" календарю - юлианскому, - пишет Петр Кралюк для "Радио Свобода".

В результате имеем "интересную" ситуацию. Когда, согласно юлианского календаря, православные и греко-католики должны соблюдать пост, то по григорианскому календарю наступает Новый год. Его шумно отмечают, царит всеобщее веселье. О посте как-то забывают. Затем люди резко вспоминают, что они христиане. Начинают готовиться к Рождеству, чтобы потом отпраздновать его 7 января.

Юлианский календарь, за который до сих пор держатся у нас православные, греко-католики и отчасти протестанты, скорее, является календарем "языческим", а не христианским

Можно ли изменить такую не совсем нормальную ситуацию? Можно, начав праздновать Рождество 25 декабря по григорианскому или новоюлианскому календарю. Тем более, что вопрос календаря не касается церковной догматики. И вообще юлианский календарь, за который до сих пор держатся у нас православные, греко-католики и отчасти протестанты, скорее, является календарем "языческим", а не христианским. Стоит напомнить, что он был введен 1 января 45 года до Рождества Христова язычником Юлием Цезарем. Отсюда и название - юлианский.

Григорианский же календарь ввел христианин - Римский папа Григорий XIII в 1582 году. И этот календарь более точный, чем юлианский. Правда, воплощение календарной реформы не было делом простым. Некоторые страны Европы, в частности протестантские, не сразу перешли на григорианский календарь. Не приняли новый календарь патриархи православных церквей. Однако произошло это по мотивам, скорее, политическим. Патриархи в то время зависели от власти турецких султанов.

Турки же, которые осуществляли активную экспансию на европейские территории, были заинтересованы в конфликтах между католиками и православными. Неприятие православными нового календаря могло бы эти конфликты обострить, ведь в результате упомянутой календарной реформы католические и православные праздники перестали совпадать. Доходило даже до кровавых конфликтов на календарной почве.

Календарь является одним из самых действенных интегральных факторов человеческих, в том числе этнических, сообществ

В частности, такие конфликты возникали на украинских землях. Внедрение нового календаря вызвало здесь оживленную полемику. Например, этому вопросу специально было посвящено полемическое сочинение Герасима Смотрицкого "Календарь римский новый". Даже православные епископы, которые пошли на заключение Брестской унии 1596 года, специально оговорили, что празднование религиозных праздников у них должно происходить по старому юлианскому календарю.

Здесь следует иметь в виду, что календарь, имея обязательный, всеобщий характер и постоянно повторяясь, является одним из самых действенных интегральных факторов человеческих, в том числе этнических, сообществ. В конце XVI - начале XVII веков и позже в Украине остро стоял вопрос сохранения этнической самоидентификации русинов-украинцев, "различение" их с поляками-католиками. Празднование религиозных праздников по разным календарям, бесспорно, способствовало такому "различению". Но сохраняет ли это "различение свою актуальность? Ведь сейчас, по большому счету, поляки-католики не угрожают идентичности украинцев, которые являются православными или греко-католиками.

Сейчас большинство православных церквей отказались от юлианского календаря. В мае 1923 года Вселенский патриарх Мелетий IV созвал собор, на котором было решено отмечать "неподвижные" христианские праздники по новоюлианскому календарю, который был разработанным сербским астрономом Милутином Миланковичем. Этот календарь отличается высокой точностью и практически совпадал с григорианским.

Первыми еще в 1923 году на новоюлианский календарь перешли православные Эстонии и Финляндии

Показательно, что первыми еще в 1923 году на новоюлианский календарь перешли православные Эстонии и Финляндии - стран, которые, вырвавшись из сетей Российской империи, стремились приобщиться к странам европейского Запада. Сейчас же Финляндская автономная православная церковь вообще использует григорианский календарь.

В 1924 году на новоюлианский календарь перешли Константинопольский (Вселенский) патриархат, Кипрская, Элладская (Греческая), Румынская православные церкви, а также Православная церковь в Польше (правда, последняя позволяла также празднование и по юлианскому календарю). 1928 это сделали Александрийский и Антиохийский патриархаты.

Со временем новоюлианский календарь приняли Албанская, Болгарская православные церкви и Православная церковь Чешских земель и Словакии. В общем новоюлианский календарь утвердился среди православных тех стран, которые либо принадлежат к европейскому Западу, или приближенные к нему.

От старого юлианского календаря не отказалась Русская православная церковь и церкви, которые, как правило, находятся в сфере ее влияния

Зато от старого юлианского календаря не отказалась Русская православная церковь и церкви, которые, как правило, находятся в сфере ее влияния. Это - Иерусалимский патриархат, Грузинская и Сербская православные церкви. (Хотя, как уже отмечалось, новоюлианский календарь заключил именно православный серб!).

К этой же когорте относится и недавно появившаяся Православная церковь Украины. Правда, ее предстоятель митрополит Киевский и всея Украины Епифаний еще почти год назад дал понять, что украинские православные могут праздновать Рождество и по "новому стилю".

Еще раз повторюсь: календарь - это не вопрос церковных догматов. А то, по какому календарю отмечать религиозные праздники, это, скорее, вопрос традиций и культурного, а отчасти и политического выбора. Конечно, не все здесь просто и однозначно.

"Бремя традиции", как правило, тяжелое. Но, несмотря на то, стоит понять: если мы ориентируемся на близкий к григорианскому новоюлианский календарь, как это сделало большинство православных церквей, значит мы культурно ориентированы на Запад и евроинтеграцию.

А если не отступать от старого, недостаточно точного, а к тому же еще и "языческого" юлианского календаря, то и дальше будем ориентироваться на Москву и находиться в сфере "русского мира".

Выбор за нами...

Copyright © 2019 RFE / RL, Inc. Перепечатывается с разрешения Радио Свободная Европа/Радио Свобода

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

4

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі