Маршрутки – эффективный генератор "черного нала"

Миллионы гривен оседают в карманах "бизнесменов"

Маршрутные такси - коммерческая альтернатива коммунальному транспорту. Появились они у нас в конце 1990-х годов. Распространились на территорию большинства стран бывшего СССР, после развала которого с функционированием коммунальных предприятий наблюдались заметные трудности. И если раньше такой вид транспорта действительно "страховал" муниципальных перевозчиков, переживавших не лучшие свои времена, то сейчас он больше выглядит паразитом на теле города. Если говорить о Киеве, то здесь это звучит, наверное, наиболее справедливо.

Диспетчеры маршрутных такси специально корректируют график таким образом, чтобы уходить от остановок перед прибытием городского троллейбуса или автобуса. Это высасывает деньги из городского бюджета

Как дело обстоит сейчас? Маршрут частных автобусов выстроен так, что, зачастую, просто дублирует маршруты муниципального транспорта. И это, как ни странно, согласовано на уровне городского совета. Более того, их водители и диспетчеры специально корректируют график таким образом, чтобы отправляться от остановок чуть ли не прямо перед прибытием городского троллейбуса или автобуса, забирая себе максимальное число его потенциальных пассажиров. Это буквально высасывает деньги из городского бюджета, так как сами маршрутки принадлежат частным лицам, оформленным, в лучшем случае, как ФЛП 2-й группы. То есть, за год от каждого из них в качестве налогов в бюджет поступает меньше 20 тисяч гривен, или фактическая выручка за несколько дней работы. Маршрутки – очень эффективный генератор "чёрного нала", который не проходит ни по каким отчётам. Это миллионы и миллионы гривен, которые могли пойти на пользу городу, а оседают в карманах "бизнесменов".

Длительность рабочего дня у водителя маршрутки может достигать 14-16 часов в сутки

Отдельного обсуждения заслуживает и техническое состояние самих автобусов. Сейчас за ним следит разве что сам водитель. Ни о каких ежедневных проверках специальным сотрудником перед выездом речи не идёт. "Ночевать" автобус может и прямо под домом у водителя, такое тоже встречается. Разумеется, нередки случаи поломок прямо на ходу, вплоть до отпадающих колёс и выпадающих дверей. То же самое касается и состояния здоровья самого водителя. Длительность рабочего дня у водителя маршрутки может достигать 14-16 (и даже более!) часов в сутки. Уснуть за рулём или, того хуже, получить сердечный приступ от усталости и передозировки кофеином? Запросто. На соблюдение ПДД таким водителем тоже надеяться не стоит.

Кстати, по закону, все пассажиры маршрутных такси должны быть застрахованы на случай ДТП. Подтверждением этого должен являться билет, которых пассажиры маршруток, наверное, вообще никогда не видели. Поэтому, ни о каких страховых выплатах речи не идёт. Тем более, что сами страховые – как правило, однодневки, даже без физического офиса. На возмещение от них можно и не надеяться.

Все пассажиры маршрутных такси должны быть застрахованы на случай ДТП. Подтверждением этого должен являться билет, которых пассажиры маршруток, наверное, вообще никогда не видели

Разумеется, во всех контролирующих органах у владельцев маршрутов "всё схвачено". То же касается и городского совета. Мне иногда кажется, что метро на Троещину в Киеве не строится именно по причине противодействия этому со стороны лобби владельцев маршрутов в Киевсовете. И эта версия не лишена смысла, ведь Троещина – самый густонаселённый район в Киеве, там проживает более 300 тысяч человек, и всем им нужно каждый день куда-то ехать. Разумеется, их обслуживает бесчисленное количество маршрутных такси, отправляющихся от остановок чуть ли не каждые полминуты. Кто же будет резать курицу, несущую золотые яйца?

Так что же делать? Всё просто: наконец, начать нормально контролировать сферу пассажирских перевозок, наказывать нынешних недобросовестных перевозчиков за все нарушения, отбирать лицензии и маршруты, продвигать и развивать муниципальный транспорт, постепенно отправляя маршрутки в прошлое. Заменить маленькие и неудобные "Богданы" на крупные автобусы. Выделять на всех городских дорогах полосы для движения общественного транспорта. И, наконец, забыть маршрутные такси, как страшный сон для жителя любого продвинутого города. Развивать электротранспорт и метрополитен. На мой взгляд, перевозкой пассажиров в городе должен заниматься только городской транспорт. Это безопасно и выгодно для города. Частные перевозки могут существовать на междугородних отрезках, и не более того. При этом, за их функционированием должен быть надлежащий контроль, а не то, что этим называется сейчас.

Перевозкой пассажиров в городе должен заниматься только городской транспорт

Всё это в наших нынешних реалиях звучит, как утопия, но я уверен, что ничего невозможного в этом нет. Скорее, на это просто нет политической воли у руководства города, и это очень печально.

Алексей Задорожный, для Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі