Автоматическая фиксация нарушений ПДД противоречит Конституции

Что делать с этой коллизией?

Запуск системы автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения - наверное, наиболее актуальна и необходима на сегодняшний день инициатива в сфере дорожного движения в Украине. Ее появление существенно изменит общий климат отношений между государством и водителями. Положительно скажется на статистике аварийности и смертности на дорогах.

Подготовка к запуску системы автоматической фиксации нарушений ПДД снова идет в Украине полным ходом. По плану, начать свою работу она должна уже в этом году. Но не обошлось и без "ложки дегтя". В том виде, в котором автофиксакция готовится к внедрению, она будет нарушать некоторые законы Украины. В первую очередь - Конституцию.

Штраф за нарушение ПДД будет приходить владельцу транспортного средства независимо от того, кто им руководил на момент нарушения. А в Конституции указано, что юридическая ответственность в нашей стране - персональная

В проекте закона указано, что штраф за нарушение ПДД будет приходить владельцу транспортного средства независимо от того, кто им руководил на момент нарушения. Это противоречит ст. 61 Конституции, в которой указано, что юридическая ответственность в нашей стране - персональная. Между прочим, именно по этой причине автофиксация закончила свою предыдущую "каденцию": в 2010 году Конституционный суд Украины вынес решение о незаконности такого механизма привлечения к ответственности, после чего работа системы фиксации была остановлена.

Что делать с такой коллизией?

Решать ее на законодательном уровне. Первый вариант - изменить Конституцию и еще несколько законодательных актов. Сейчас это практически нереально, с учетом ситуации в парламенте и началом предвыборной гонки. Второй вариант - перенести бремя ответственности с владельца автомобиля на автомобиль. Например, превратить штраф в своего рода налог на пользование автомобилем, который увеличивается с каждым нарушением, а владелец платит на регулярной основе вместе с другими налогами. Например, раз в квартал или год. Третий способ - запустить все, как есть. А потом отбиваться от судебных исков или просто надеяться, что граждане будут платить штрафы, не задумываясь об их законности. Скорее всего, произойдет все именно так, и это не может не огорчать.

Законно работающая автофиксация могла бы стать базой для настоящей революции в области дорожного движения

Можно придумать еще несколько таких способов. Проблема лишь в том, что тогда поступления в бюджет от уплаты штрафов будут не столь частыми (хотя и в том же объеме), как хотелось бы правительству. Придется осознать, что автофиксация - это способ улучшения ситуации на дорогах, а не инструмент для наполнения бюджета. Не факт, что наше государство спокойно отнесется к таким изменениям в своей парадигме. Препятствием для такого механизма также может стать то, что в Украине распространенной практикой является продажа транспортного средства "по доверенности" и "по техпаспорту", а также большое количество автомобилей-двойников. С этим тоже придется что-то делать. Понадобятся изменения в законодательстве.

Законно работающая автофиксация могла бы стать базой для настоящей революции в области дорожного движения.

Если автофиксацию запустят в том виде, в котором она сейчас готовится, адвокаты и активисты забросают суды исками

Пока это - утопия. Как только автофиксацию запустят в том виде, в котором она сейчас готовится, адвокаты и активисты забросают суды исками, и будут абсолютно правы. Будем надеяться, что депутаты прислушаются к голосу разума и доработают свои законопроекты. Ведь сама по себе автофиксация широко распространена в мире, и результаты ее работы положительные. Но внедрять ее в Украине в ущерб правам человека и наперекор высшему закону государства - ни в коем случае нельзя.

Алексей Задорожный, для Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

2

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі