Вера в безвиз
Европа как религия, как стимул самосовершенствования
- Куда! - на переходе возле киевского супермаркета мужчина останавливает жену, что хочет перебежать на красный. - Мы же в Европу идем!
Не хотела его разочаровывать, что в Европе тоже все так ходят. Меня зачаровала его вера. Европа тут представилась как религия, как стимул самосовершенствования. Ради Европы этот человек и его жена не нарушать правил дорожного движения.
Но это не ради Европы надо делать, а ради себя.
Религия, таки религия.
Годами в Украине идет игра "Верю - не верю" с властью. Власть постоянно что-то обещает, украинцы - не верят. Украинцы знают, что власти верить нельзя. Иногда они делают вид, что верят - за гречку, например. В себя украинцы тоже не очень верят - это больше напоминает "без надежды надеюсь". А вот в Европу - верят.
На центральных улицах украинских городов - магазины подержанной одежды из Европы. Неважно, что большинство вещей сшили в Китае, Турции, или Бангладеш. Бывают даже Made in Ukraine. Это же одежда для Европы, а значит, она качественная.
Европа стала божеством качества.
Контрабандные товары из Европы уже можно найти уже в каждом районе в большинстве украинских городов. Неважно, что в продуктах есть пальмовое масло. "Для Европы оно качественнее". "В Европе хоть что-то контролируют, не то что у нас, все по взятках". С какими нарушениями всех норм и правил их сюда везли тоже не важно - это же товары из Европы, а значит они неприкосновенно качественные.
"Ты веришь в безвиз?!!!" - фраза, которая сбивала меня с толку десятки раз, после которой начинались долгие неконструктивные споры или монологи-хвастовства эксклюзивным пониманием подкожных процессов евроинтеграции. Я не спорила, потому что это напоминало настоящие религиозные диспуты. Отвечала только: "Безвиз - это не религия, как можно в него верить или нет?"
Но меня настораживает, насколько "верить в безвиз" стало постоянным выражением. Не сомневаться, не возражать - а именно верить. Это и настораживает. Люди не думают, а подходят к вопросу Европы и безвиза сердцем. Душой, страдающей и описанной в школьных учебниках украинской литературы.
И здесь мне все больше нравится метафора современного средневековья. "Середні віки такі середні віки" - как поет Сергей Михалок на стихотворение Сергея Жадана. Нас еще ждут новые крестовые походы.
Елена Павлова, специально для Gazeta.ua
Комментарии