Олесь. Погребенный флаг

29 января поэта Александра Олеся и его жену Веру перезахоронили на Лукьяновском кладбище в Киеве

"Отдел истории ходит только на исторические события", - подкалывали мы коллег из исторического отдела, собираясь вместе на Майдан. А раньше шутили, что им не надо ходить на события, потому что у них все уже произошло. Но с начала Майдана очень много событий стали историческими. И в течение последних четырех лет это не прекращается. На этой неделе произошло еще одно историческое событие, которое станет строкой в учебниках по литературе. В Киеве перезахоронили классика украинской литературы Александра Олеся. Верю в будущих авторов школьных учебников, которые напишут об этом так скучно, что школьники не обратят на это внимания.

Сюжет мы знаем - 29 января поэта Александра Олеся и его жену Веру перезахоронили на Лукьяновском кладбище в Киеве. Останки эксгумировали из могилы на Ольшанском кладбище в Праге 3 января. На их месте планировали похоронить другого человека - Владимира Михайлишина, который последние годы платил ренту за могилу украинского поэта. Президент Петр Порошенко поручил перевезти и перезахоронить Олеся в Украине.

Это сюжет полный острых углов, измен, позора и печали - как часто бывает в истории Украины, которую постоянно сопровождает Шевченковский образ "разрытой могилы". Об изменах и позоре я писать не буду. Как и не буду рассуждать, почему украинцы допустили, чтобы на могиле классика могли похоронить другого. Но я напишу об историческом событии, до того, как оно закаменеет в строку учебника.

О воске, что стекал со свечи на хлеб с калиной на гробах - и огонь не гас даже от кладбищенского январского ветра. О том, что калина выглядела свежей, как будто существует специальная государственная оранжерея, где выращивают калину для государственных торжеств.

О том, что гробы были маловаты - как детские. Так, наверное, принято. Две маленьких гробы с золочеными замочками. На прибитых скобами бумажных полосках напечатаны на чешском имена - Александр Кандыба и Вера Кандыба.

О воскресной панихиду в красивезном Владимирском соборе, которую вел патриарх Филарет. О том, что не устраивали цирк с обыском в церкви, потому что на событие пришли Президент с женой. Рамок не было. О пяти комфортных автобусах, которые везли от церкви к кладбищу. Со старшими пассажирами и сине-желтыми букетами в окнах.

О том, что чувствует молодой поэт в черном пальто, который несет крест на похоронах классика, который умер в 1944-м.

О капсулу с родной землей поэта, привезенной из Белополья Сумской области. О серьге в ухе самого юного из работников ритуальной службы, которые забрасывали лопатами серо-рыжую киевскую землю вперемешку с комьями снега.

О казацком чубе, который привычным движением поправил мужчина в первом ряду с нашивками "Киборг. Пески" и "Циничный Бандера"на камуфляже. Снимал шапку во время молитвы на кладбище. Когда гробы опустили в яму, он повторял, нервно и стиснув зубы - "Флаги не закапывают. Флаги не закапывают!". Так говорят люди, которые имели опыт прятать героев. Но его никто не услышал или просто не послушал. Гробы опустили в землю вместе с флагами - а куда их иначе деть. Но этот погребенный сине-желтый флаг - как страшный символ. Как предчувствие беды. Или только предрассудок, кто знает.

Что говорили все время об Олесе, но все же вспомнили его жену Веру Кандыбу из волынского рода Свадковский. Была педагогом, в Чехии преподавала французский язык в украинской гимназии и длительное время содержала всю семью. То есть, женщину которая делала возможным не только существование поэта Александра Олеся, но и появление поэта Олега Ольжича, их сына. Убитого в немецком концлагере Заксенхаузен, который и не имел своей могилы. Его символическая могила была вместе с погребением родителей в Праге.

О хоре с румяными от мороза женщинами в цветастых платках, которые пели молитву. И от них больше всего я хотела и больше всего боялась услышать в тот день Олесю "Чары ночи" - "Смеются, плачут соловьи и бьют песнями в грудь Сміються, плачуть солов'ї і б'ють піснями в груди: "Цілуй, цілуй, цілуй її, – знов молодість не буде!"

Елена Павлова, специально для Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі