В память об Оресте Субтельном
29 июля 2016 года известного историка, активного представителя украинской диаспоры и члена скаутской организации "Пласт" Ореста Субтельного похоронят в Торонто после многолетней борьбы с болезнью Альцгеймера. Смерть Ореста Субтельного является огромной потерей для украинской науки
Мои первые два года проживания в Канаде (2001-2002) были тесно связаны с Орестом Субтельным, которого я раньше знал только по его академическими трудами. Он пригласил меня стать менеджером проектов по обучению украинских дипломатов и экспертов по внешней политике, которые финансировало Канадское агентство международного развития. В Йоркском университете в Торонто мы принимали много групп визитеров из Министерства иностранных дел и Дипломатической академии Украины.
Мне больше всего запомнилась одна дискуссия во время этих учебных визитов представителей Украины, в ходе которой мы сравнивали украинско-российские и американо-канадские отношения.
На первый взгляд они казались очень похожими, ведь в обоих случаях менее населенное государство находится рядом с настоящим гигантом, однако я – как не житель Канады – с помощью Ореста Субтельного понял одно очень важное отличие.
В то время как большинства украинцев был постколониальный комплекс неполноценности в отношении русских, канадцы, наоборот, чувствуют определенную пренебрежительность относительно американцев. Как свидетельствует замечательное комедийное телешоу Рика Мерсера "Talking to Americans" ("Беседы с американцами"), национальное увлечение канадцев заключается в насмешках над своими "сельскими кузенами", живущими на юге.
С течением моего пребывания в Канаде я начал понимать сложные отношения между историками в Торонто. Когда в 1979-1980 годах в Торонтском университете начали искать кандидатов на должность главы кафедры украинских студий, представители украинской диаспоры, которые собирали средства на работу кафедры, стремились, чтобы им стал именно Орест Субтельный. К сожалению, они не осознавали, что избирать главу кафедры будет университет, а не они.
Началось очень неприятное соревнование между Орестом Субтельным и Франком Сисином – кандидатуру последнего представители диаспоры в своих письмах к университету отвергали. Одновременно Торонтский университет нашел Пола Роберта Магочия, который даже не предлагал своей кандидатуры. Именно его в конечном итоге назначили на эту должность, что вызвало серьезное недовольство среди украинской диаспоры, представители которой не одобряли его симпатий к русинскому движению.
В ответ на это украинская диаспора ограничила финансирование кафедры украинских студий. Несколько лет назад ее почти закрыли, однако ее спасло пожертвование в 2 млн долл. от Джона Яремка, первого министра гражданства провинции Онтарио. Украинская община способствовала устройству Ореста Субтельного на факультет истории Йоркского университета. Понадобились целые десятилетия и вмешательства посторонних лиц, таких как я, чтобы наладить отношения между кафедрой украинских студий и украинской диаспорой в Торонто.
Первым шагом стало устранение конфликта между Борисом Вжесневским, который во время назначения нового главы кафедры возглавлял украинский студенческий клуб в Торонтском университете и откровенно критиковал это решение, и самим Полом Робертом Магочием. Семейный фонд Вжесневского, который на то время уже стал депутатом от Либеральной партии, "Помощь Украине" согласился профинансировать польский перевод книги Пола Роберта Магочия "История Украины" и издание "Крым: наша благословенная земля" 2014 года. Вторым шагом стало проведение симпозиума в честь Магочия в Институте Святого Владимира в Торонто, выступления во время которого было впоследствии опубликовано в журнале "Nationalities Papers".
В течение последней четверти века Торонто и в частности издательский дом Торонтского университета находились в авангарде современного изучения украинской истории. Первой публикацией стала работа Ореста Субтельного "Украина: история", которую в конце концов переиздавалась еще трижды (в 1994, 2000 и 2009 годах).
Издание 1988 года сделало неоценимый вклад в развитие украинской нации. Этот труд издали на украинском языке в 1991-ом в Киеве, который тогда еще был частью Советского Союза, и на русском языке в 1994-ом уже в независимой Украине. Перевод книги на украинский профинансировала группа "Канадские друзья Движения".
Орест Субтельный сообщил мне, что обе версии были переизданы в количестве около миллиона экземпляров, преимущественно без разрешения автора, во время эпохи "дикого капитализма" в Украине в 1990-х. Работая в консультационном проекте USAID в Донецке в 1994 году, я помню, как удивился, когда увидел, что "Украину: историю" Ореста Субтельного изучают в университете.
Орест Субтельный не мог знать, что Украина скоро станет независимой и его книга будет иметь такое стратегическое влияние на процесс создания нации в новом государстве. Он буквально оказался в правильном месте в правильное время
Начиная свое исследование и написание книги "Украина: история" в 1985-1986 годах, Орест Субтельный не мог знать, что Украина скоро станет независимой или, что его книга будет иметь такое стратегическое влияние на процесс создания нации в новом государстве. Он буквально оказался в правильном месте в правильное время.
Когда распался СССР, в независимой Украине образовался научный вакуум, и понадобилось десятилетие для того, чтобы новые учебники по истории появились на свет. Оригинал "Истории Украины" Пола Роберта Магочия вышел в 1996-ом, а ее украинский перевод – годом позже (второе издание на английском языке вышло в 2010 году, на украинском – в 2012-ом).
"Украина: история" Ореста Субтельного заполнила вакуум, и ее быстро раскупили украинцы, которые стремились узнать правду о своей истории. Если было напечатано миллион экземпляров, следует предположить, что миллионы украинцев прочитали ее и, что ее использовали как источник для написания новых учебников.
Хоть Орест Субтельный и Пол Роберт Магочий оба работали в Торонто и оба их труда опубликовало издательство Торонтского университета, их подходы к украинской истории были разными.
Субтельный начал писать свой труд, когда Украина еще не была независимым государством, и поэтому он следует логике корифея украинской историографии Михаила Грушевского, то есть истории народа без государства.
Магочий начал писать "Историю Украины" уже после обретения независимости, поэтому работал в рамках традиционного западного подхода написания истории народов, который уделял внимание другим этническим группам, которые жили внутри украинских границ. Этот подход был мультикультурным по своей сути, поэтому его труд содержит информацию не только об украинцах, но и о русских, поляках, крымских татарах и евреях.
Таким образом, истории Украины, написанные Субтельным и Магочием, дополняют друг друга, олицетворяя два разных подхода к анализу исторического прошлого Украины.
Последний раз я работал вместе с Орестом Субтельным в 2010 году во время президентских выборов в Украине, когда я организовал двухдневный форум с участием 40 ведущих западных ученых и экспертов в Киеве. Не секрет, что этот форум был связан с избирательной кампанией Юлии Тимошенко, ведь среди западных экспертов не было сторонников ее главного конкурента Виктора Януковича.
Орест Субтельный посетил форум, и Юлия Тимошенко – одна из миллионов украинцев, чье национальное сознание выкристаллизовалась в 1990-х благодаря прочтению книги "Украина: история" – приветливо его встретила. Орест Субтельный не подбирал слов, когда говорил о Януковиче, которого он называл "бандитом" и "мафиози", и не колебался в своей поддержке кандидатуры Тимошенко.
Орест Субтельный сделал чрезвычайно важный вклад в процесс создания украинской нации после того, как Украина стала независимой, когда его "Украина: история" попала в руки миллионов украинских и западных читателей. Он не был ученым, живущим в "башне из слоновой кости". Он был международно признанным историком и общественным активистом, чьи украинские корни питали его заинтересованность в украинской национальной идентичности и борьбе Украины за независимость и собственное государство.
Тарас Кузьо, специально для Gazeta.ua
Комментарии