Как Украина изменилась после Евромайдана?
Украинцы хотят прежде всего двух вещей. Во-первых, после двадцати пяти лет нищеты, они хотят, чтобы их жизнь, наконец, улучшилось. Во-вторых, после двух впечатляющих проявлений "народной силы" в 2004 году и 2013-2014 годах, украинцы хотят справедливости. Они хотят, чтобы коррупционеры, бандиты, олигархи и "авторитеты", которые ограничивали их средства к существованию в течение двадцати пяти лет, и выступали против их революционных стремлений, заплатили за это. Евромайдан по сути касался справедливости, и он чрезвычайно увеличил эти ожидания.
Как Украина изменилась после Евромайдана?
Пытаясь ответить на этот вопрос, я использовал категории управления, описанные в исследовании Nations in Transit организации Freedom House. Она отслеживает проведение реформ в пост-коммунистических странах Европы и Азии, и дополнил их своими собственными. (Скажу яснее: Я был вовлечен в проект Nations in Transit с момента ее создания в середине 1990-х).
Freedom House выставляет баллы с 1 по 7 (где 1 - это лучший показатель, а 7 - худший) по состоянию семи институциональных категорий: избирательный процесс, гражданское общество, независимость СМИ, демократичность государственной власти, демократичность местного самоуправления, независимость судебной системы и коррупция. Поскольку все эти категории ориентированы, прежде всего, на политику, я добавил еще семь для полноты картинки: международные отношения, безопасность, армия и силовые структуры (полиция), образование, культура и самобытность, экономическое благополучие, и экономическая стабильность и реформы. (В отличие от Freedom House, который ставит баллы всей Украине, включая оккупированные территории, я оценивал исключительно "свободную" Украину).
Янукович был катастрофой для украинской политики, и хотя его исчезновения улучшило ситуацию, это улучшение было незначительным
На графике ниже, я перечислил баллы Freedom House по их семи категориям в течение трех лет: 2009 г., последний год "оранжевой" власти; 2013, последний год правления бывшего президента Виктора Януковича; и 2014, год нестабильности после революции и войны. Я добавил свои оценки семью дополнительными категориями этих трех лет и для всех четырнадцати категорий 2015, год консолидации после революции, поскольку свои данные 2015 года Freedom House еще не опубликовывала. Для ясности, оценки Freedom House обозначены синим.
Согласно этой таблице, оценки Freedom House резко ухудшались между 2009 и 2013, а затем несколько улучшились в 2014 году, после ухода от власти Януковича. Это и неудивительно: Янукович был катастрофой для украинской политики, и хотя его уход улучшил ситуацию, это улучшение было незначительным, учитывая условия нестабильности после революции и войны на востоке.
Мои собственные баллы за 2009, 2013, и 2014 года одновременно и отражают, и отклоняются от этой тенденции. Мои семь категорий показывают снижение между 2009 и 2013, а также значительные отдельные снижения между 2013 и 2014. С другой стороны, международные отношения Украины значительно улучшились в 2014 году, когда страна стала стратегическим партнером Запада; также свое сделали вооруженные силы, которые развились в настоящую боевую силу. В то же время, культура и самоидентификация народа становится более сплоченными. Образование в 2014 улучшилась совсем не на много, да и то главным образом потому, что министр образования Януковича Дмитрий Табачник покинул свой пост. Тем не менее, безопасность, экономическое благополучие и экономическая стабильность с реформами подверглись значительному кризису, преимущественно в результате войны с Россией и потрясений на востоке.
Западные политики и аналитики недовольны прогрессом Украины, потому что в их приоритетах - коррупция, по которой никакого улучшения не видно
В отличие от охваченного революцией и войной 2014 года, 2015 стал годом постреволюционной консолидации, и демонстрирует улучшение по многим категориям. Показатели избирательного процесса улучшились в свете местных выборов, которые состоялись в октябре 2015 и были достаточно свободными и справедливыми. Гражданское общество стало более активным, а медиа стали более независимыми. Демократичность государственной власти значительно улучшилась, поскольку правительство президента Петра Порошенко и премьер-министра Арсения Яценюка восстановило контроль над страной и начало функционировать в качестве настоящей власти.
Местное самоуправление осталось неизменным (учитывая запланированную децентрализацию, это может измениться к лучшему в 2016 году), как и судебная система и коррупция. Международные отношения, безопасность, вооруженные силы и полиция Украины улучшились, поскольку война стала патовой и Запад продолжает ценить Украину; уровень культуры и идентичности, так же как и образования, возрос. С экономикой не все так однозначно: условия жизни значительно снизились, в то время как видим макроэкономическую стабилизацию, к тому же налоговая реформа потерпела небольшого усовершенствования с 2014 года.
Очевидно, что глубоко коррумпированные страны, которые остаются глубоко коррумпированными, обрекают себя на постоянную отсталость
В общем, даже если мои оценки слишком щедры, все равно понятно, что в Украине произошло улучшение в десяти из четырнадцати категорий. Только четыре категории характеризуются отсутствием положительных изменений: местное самоуправление, судебная система, коррупция и экономическое. Примечательно, что отсутствие какого-либо заметного улучшения в всего лишь этих четырех категориях объясняет, почему многие западные политики и аналитики остаются недовольны прогрессом Украины, и почему большинство украинцев утверждают, что "ничего не изменилось".
Западные политики и аналитики недовольны прогрессом Украины, потому что в их приоритетах - коррупция, по которой никакого улучшения не видно. Несмотря на то, что Запад должен и в дальнейшем давить на Киев, чтобы тот принял серьезные меры по борьбе с коррупцией, западные правительства и организации могут также захотеть пересмотреть свою "фетишизацию" коррупции.
Для начала, ни одна страна никогда не движется со скоростью молнии от состояния глубокой коррупции до полного ее отсутствия. Борьба с коррупцией в Украине и других странах, является долгосрочным процессом, который, возможно, никогда не закончится. Во-вторых, коррумпированные страны могут и меняются к лучшему. Украина является доказательством того, как практически и все страны в мире, в том числе и Соединенные Штаты. Действительно, коррумпированные страны могут испытать быстрый экономический рост (Китай), наслаждаться демократией (Индия) и быть приятным местом для жизни (Италия). И наконец, действительно радикальный, полномасштабный удар по коррупции почти наверняка навредит демократическим институтам Украины.
Сила Украины была и остается в ее гражданском обществе и независимых СМИ, которые, даже в худшие времена президента Леонида Кучмы в 1990-е годы или в 2010-2013 годах при Януковиче, не позволяли диктаторам игнорировать пожелания общества
Очевидно, что глубоко коррумпированные страны, которые остаются глубоко коррумпированными, обрекают себя на постоянную отсталость. Но, скорее всего, это возможно только в авторитарных государствах, таких как Зимбабве и Россия, где диктаторы навязывают такую траекторию населению. Сила Украины была и остается в ее гражданском обществе и независимых СМИ, которые, даже в худшие времена президента Леонида Кучмы в 1990-е годы или в 2010-2013 годах при Януковиче, не позволяли диктаторам игнорировать пожелания общества.
Украинцы хотят прежде всего двух вещей. Во-первых, после двадцати пяти лет нищеты, они хотят, чтобы их жизнь, наконец, улучшилось. Вместо этого, ВВП сократилось более чем на одну пятую между 2014 и 2015 годами. Причиной могла быть война и бездействие органов власти, но украинцы не могут не обвинять президента и премьера, которые за это ответственны.
Во-вторых, после двух впечатляющих проявлений "народной силы" в 2004 году и 2013-2014 годах, украинцы хотят справедливости. Они хотят, чтобы коррупционеры, бандиты, олигархи и "авторитеты", которые ограничивали их средства к существованию в течение двадцати пяти лет, и выступали против их революционных стремлений, заплатили за это. Евромайдан по сути касался справедливости, и он чрезвычайно увеличил эти ожидания. Вместо этого, никто из клана Януковича, Партии регионов, олигархов, или преследователей демонстрантов не был привлечен к ответственности.
В результате, в то время как благосостояние украинцев резко ухудшилось после Евромайдана, их повышенная жажда справедливости осталась неудовлетворенной. Украина может заняла лучшее место в вышеупомянутых 14 показателях, но украинцев это не волнует, и они правы.
Есть признаки того, что это может измениться. Украинский парламент показал динамизм за последние несколько дней, в частности в увольнении 227 судей, принятии закона, запрещающего дискриминацию на рабочем месте на основе сексуальной ориентации, создании Государственного бюро по расследованию, и принял меры, заменив коррумпированную милицию советского образца новой национальной полицией. Эти шаги могут значить немного, как это часто бывает в Украине, или они могут быть предвестниками изменений, медленных изменений, на пути к настоящей антикоррупционной реформе.
Высокая вероятность продолжения российской агрессии на востоке должна служить постоянным напоминанием Киеву, что у него действительно нет выбора, кроме как измениться - не так медленно и неровно
Есть несколько моментов, за которыми, в частности, следует наблюдать. Мы будем знать, что Киев действительно взялся за справедливость, если уже существующее Антикоррупционное бюро по-настоящему заработает в паре с независимыми прокурорами и независимыми судьями. И если Порошенко сменит действующего генпрокурора Виктора Шокина, человека, которого практически каждый считает коррупционером на того, кто готов к реформам. И мы будем знать, что Киев серьезно занялся реформированием экономики - и содействием улучшению благосостояния - если 345 государственных фирм, которые лежат в основе олигархических схем, будут реприватизированы в начале 2016 года.
Будет ли Украина наконец делать это? Следующий 2016 покажет настоящий движение в сторону удовлетворения требований украинцев относительно улучшения жизни и справедливости по трем причинам. Незаменимый Запад, кажется, теряет свое терпение, и украинские элиты это знают. Все больше украинцев также теряют терпение, а некоторые из них даже настаивают на том, что третий Майдан необходим. И, наконец, высокая вероятность продолжения российской агрессии на востоке должна служить постоянным напоминанием Киеву, что у него действительно нет выбора, кроме как измениться - не так медленно и неровно.
Текст публикуется с разрешения автора
Перевод Gazeta.ua
Комментарии