Ексклюзивы
четверг, 14 февраля 2008 18:19

Самому молодому жителю Олександривки 66 лет

Автор: фото: Арина Кантонистова
  Бывший железнодорожник Юлий Сивинский с женой Лидией (за мужем) в собственном доме в селе Олександривка Липовецкого района Винницкой области. К ним в гости зашла соседка Людмила Пославская. Кроме них, в селе сейчас живут еще три человека
Бывший железнодорожник Юлий Сивинский с женой Лидией (за мужем) в собственном доме в селе Олександривка Липовецкого района Винницкой области. К ним в гости зашла соседка Людмила Пославская. Кроме них, в селе сейчас живут еще три человека

"Вам на Олександривку? Так больше не говорите, потому что не поймут, — улыбается водитель синего "москвича" 52-летний Владимир Олийнык из Зозова Липовецкого района. — У нас называют это село Круглик. До коллективизации у него было такое название". Мужчина соглашается подвезти.

Каменная дорога до Олександривки Липовецкого района Винницкой области поросла травой. Сюда не ездят автобусы. До соседнего Зозова — 4 км.

В центре села полуразрушенный бывший магазин. На снеге видны следы от велосипеда. Это 68-летний Владимир Пославский утром ездил в Зозов сдавать молоко.

— А еще год назад у нас были две коровы, но тяжело с ними, — говорит Владимир Пославский. — Осталась одна, Ласуня.

Хозяин проводит к хате. На столе четыре буханки домашнего хлеба.

— Жен Люда пошла в гости к невестке. Они с мужем живут метрах в 30 от нас, — машет рукой Пославский.

Вдоль дороги виднеются фундаменты нескольких разрушенных домов. Слышен лай собаки. Черная дворняжка охраняет дом Сивинских.

На веранде на железной кровати сидят хозяева. 66-летняя Людмила Пославская рассказывает им, что с мужем собирается уезжать из Олександривки в соседний райцентр Оратив.

— Купили возле брата мужа дом. А этот оставим, только шифер снимем, — говорит.

Сивинские из дома почти не выходят. У 76-летнего Юлия Тадеушевича отекли ноги, у 82-летней Лидии Александровны больные спина и руки.

— Мы не боимся здесь, привыкли. Зять приезжает раз в две недели, — говорит Юлий Тадеушевич и поправляет очки. — Воды наносит, дров нарубит. Месяц назад вода закончилась, даже на чай не было.

— А я только немножко воды набрать могу, — перебивает мужа Лидия Александровна. — Вышла как-то на улицу, а тут машина едет. Выходят ребята с ви нтовками, охотни ки значит. Один подошел, глянул, набрал ведро и принес воды. Говорю деду, нужно было его попросить еще ведерко набрать. На всякий случай.

Лидия Александровна полола свеклу в колхозе, доила коров. Муж работал штамповщиком на железной дороге.

Думала о ней в газету писать

— Теперь сидим днями, телевизор не смотрим, радио не слушаем, — вздыхает Юлий Тадеушевич. — Четыре года назад сын наш, Виктор, умер. Болел очень. Так Лида запретила что-то в доме включать.

Лидия Александровна начинает плакать.

— Дочь наша старшая, Тамара, в Виннице. У нее сахарны й диабет, — всхлипывает женщина. — Чтобы приехать, ей нужно машину нанимать. Шлет откры тки, пишет, что любит и не забывает. Мы с дедом решили, что здесь будем сидеть, пока не умрем. Вот Даша приходит часто. Спасибо ей, воды из колодца принесет. А я ее студнем угощу.

Даша Бондарено — социальный работник из Зозова. Присматривает всех жителей Олександривки. Приносит продукты, возит в больницу. За работу из пенсии каждого подопечного ей насчитывают по 18 грн.

— Даша у нас хорошая. Думала о ней в газету писать, — говорит Лидия Сивинская.

Сивинские на пенсию покупают крупы мешками. Варят борщ и супы. На выходные пекут хлеб. Три буханки хватает на неделю.

— Раньше получал 578 гривен, а последний раз с надбавками дали 800, — радуется дед Юлий. — Можем себе и ногда колбаску позволить, конфетки. Даем Даше деньги, а она нам привозит.

Дом сестер 85-летней Зои и 82-летней Стаси Хойнячей возле леса, в 1,5 км от Сивинских и Пославских.

В гостиной стоит старый буфет с вышитыми салфетками. В центре комнаты телевизор "Тошиба". Его привезли дети. На кровати возле дверей лежит молодой мужчина.

— Это Мишка. Он у нас живет всю зиму, — шепчет Зоя Хойняч. — Он уже пьяный, но не буянит никогда. Помогает нам, воды наносит, дров нарубит. Хороший парнишка. Сирота. Несколько лет назад направили учиться в Зозивский аграрный лицей на механизатора. По его окончании остался в Зозове разнорабочим.

Михаил проснулся и сразу вышел на улицу.

— Молчаливый, — объясняет Хойняч.

В комнатах развешенные вышитые рушники.

— Как нечего делать зимой, то крестиком вы шивае м, — хвастается баба Зоя и достает из шкафа два покрывала. — Я сажусь с одной стороны, она с другой - и погнали. Так за зиму покрывало и получае тся.

Зоя Хойняч не была замужем. У Стаси четверо детей, живущих в разных городах. Муж умер в 1960-х.

Летом у пенсионерок было 28 уток. Остались две. Других зарезали. Корову продали - перестала доиться.

В прошлом году гектар огорода сестры засеяли ячменем. Cами пожали серпами.

— Эти старушки уникальные. На месте не сидят, — говорит секретарь Зозивского сельсовета Лидия Остапченко, 49 лет. — То дом белят, то дрова рубят. Никогда не слышали от них, что устали. Веселые такие.


В 1950-ом в Олександривке проживали 200 человек. Уезжать начали 40 лет назад, когда село объявили неперспективным. Последний дом построили в 1969-ом.

В селе официально живут 11 человек. Пятеро из них на зиму забрали родные. Летом привезут назад.

В Липовецком районе еще четыре села-хутора, где до десяти жителей. В Пилипенкове — трое, Тельмане и Ксаверивке — по пять, в Новом — семеро.

Сейчас вы читаете новость «Самому молодому жителю Олександривки 66 лет». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть