Павел Нагорный, 14 лет, из села Бахматовцы, недалеко от Хмельницкого, рассказал, как несколько раз бывал с друзьями на территории брошенного ракетного городка.
Ракетные шахты расположены в лесу между селами Давидковцы и Бахматовцы. Из автовокзала N2 в Хмельницком билет сюда стоит 6 грн. От Бахматовцев идем через лес в сторону Давидковцев 8 км. В лесу натыкаемся на старые окопы. Они осунулись, поросли травой и молодыми деревцами. Попадаются и недавно выкопаные траншеи. Об этом свидетельствуют свежая земля и сломанный держак от лопаты.
— Это выкапывали кабель, — объясняет Павел. — Люди на этом зарабатывали такие деньги... Из шахт вывезли столько металлолома! Еще в прошлом году его резали.
За полуразвалившимся КПП — самодельная табличка "Опасная зона".
— Смотрите, — Павел прыгает на железобетонный горб. — Это ракетная шахта. А сверху дыра. Пойдемте за мной. Здесь центральный вход, но он завален. Они думают, что это меня остановит, — улыбается парень.
Спускаемся в квадратное отверстие по ржавым ступеням. Включаем фонари. На стене красной краской написано "Вход на 1/2".
— Сейчас мы на втором этаже, — говорит Павел. — Третий этаж затоплен. Говорят, что их здесь девять.
Ступени ведут прямо в воду. В лучах фонарей на полуметровой глубине можно разглядеть силуэты труб.
— Здесь были жилые помещения, — объясняет Павел. — Вон столовая. А в этой комнате выращивали грибы.
Под ногами шуршит толстый слой черного порошка.
— Мы думали, что это порох, — говорит парень. — Попробовали поджечь — не горит. А вот в этой комнате стоял корабельный дизель, электричество давал.
Глубина пусковой шахты — 40 м, диаметр — 15 м. Местные жители волнуются, что с детьми может произойти несчастный случай.
Главный бухгалтер Бахматовского сельсовета Валентина Воробьева не знает, кому принадлежат ракетные точки.
— В нашем селе есть такая же, — делится она. — Ее сейчас продают через фонд Госимущества. Хочет выкупить фирма "Крона", там делают двери и окна.
— Ракетные городки принадлежат сельским советам или лесному хозяйству, — говорит Валерий Горбатюк, начальник областного управления по вопросам чрезвычайных ситуаций. — Министерству обороны они точно не принадлежат.
— В свое время Совет министров УССР постановил не изымать участки под ракетные городки из Гослесфонда. Секретные объекты числились как лесные насаждения. В случае опасности для людей ликвидировать их должно Минобороны, — рассказывает директор Хмельницкого лесоохотничьего хозяйства Игорь Бурковский.
Комментарии
3