Председатель Украинского общества Испании за права, честь и достоинство украинцев Юрий Чопик, 44 года, здесь уже восемь лет. Работает в четырехзвездочной гостинице в центре Мадрида. Он аккуратно одет, хорошо разговаривает на испанском языке.
Юрий — один из украинских общественных активистов, которые есть во многих городах Испании и пытаются создавать украинские организации. Неженат, следовательно, отдает общественной деятельности практически все свободное время, а нередко и собственные деньги. В настоящее время занимается подготовкой документов для получения обществом финансирования из испанского бюджета. Его организация существует четвертый год.
— В Испании формируется достаточно большая украинская диаспора, — говорит Чопик. — Наше общество — это объединение людей, желающих помочь своим землякам, не дать забыть нашим детям родной язык и обычаи.
В ноябре 2004 года Юрий организовывал в Мадриде акции в поддержку оранжевой революции. Тогда на митинг в центре города вышли 4–5 тыс. украинцев. Именно эти события стали толчком для создания организации. Она проводит концерты, встречи, разнообразные исторические мероприятия, занимается обучением детей, организовывает поездки украинцев по другим городам страны.
— Украинцы не очень активно участвуют в общественной жизни, — признает председатель общества. — Потому что стали здесь немного материалистами, на первом месте семья и работа. Раньше как только проводилось какое-то мероприятие, так бежали. А теперь уже более взвешенно к этому относятся, прагматичнее. Своего рода европейский подход.
Мы договариваемся встретиться вечером возле базилики Святого Франциска и посетить службу. Но храм закрыт. Юрий предлагает зайти в ночлежку для бездомных через дорогу. Говорит, раньше там были двое украинцев.
Встретили в ночлежке Василия, на вид 55 лет. Он из Бердичева Житомирской области. Загоревший, припухшее лицо указывает на злоупотребление спиртным. Под левым глазом синяк. Одежда на нем довольно приличная и чистая, очевидно, из гуманитарной помощи.
Выходим на улицу.
— Здесь нормально, — Василий говорит тяжело, некоторые слова совсем нельзя разобрать. — Душ есть, дают чай, кофе, бокади йо (бутерброд — и сп.).
Рассказывает, что питается в другой благотворительной организации неподалеку. Из документов у Василия только справка от украинского консульства о том, что длится процесс оформления его паспорта. В Украине у него есть дочка, с которой не контактирует.
— Она на квартиру взяла людей, так не знаю — может, у тещи живет, — говорит. — А теща в селе, там телефона нет.
Юрий Чопик дает ему два евро. На вопрос, хочет ли он вернуться в Украину, Василий решительно отвечает:
— Пока еще нет!
На прощание председатель общества рассказывает Василию историю о смерти одного из наших соотечественников, который также очутился на улице.
— Теряют работу, теряют документы, спиваются, — говорит потом о самых худших вариантах испанских заработков.
Комментарии
2