- Первое, что видят приезжие в Луганске - это железнодорожный вокзал. Как правило, он пуст. Путешествующих немного. Город небольшой, 400 тысяч жителей. Иностранцы в Луганск приезжают для знакомства с нашими невестами, - рассказывает Михаил Иванов, 30 лет.
Имеет длинные волосы, в правом ухе пять сережек.
Работает дизайнером в рекламном агентстве. Знает английский. Подрабатывает переводчиком для иностранцев за 80 грн/час. Устраивает им экскурсии по городу.
На выходе из железнодорожного вокзала Михаил Иванов показывает вперед, на эстакаду перед вокзалом.
- Это кровавая эстакада. Здесь проводят ярмарки. День открытия местные запомнили надолго. Было много людей, произошла давка. Несколько человек погибли.
Идем 1 км вверх по эстакаде к громадной конной скульптуре полководцу Клименту Ворошилову напротив здания городского совета. В советское время Луганск назывался Ворошиловград.
- Много лет по городу гуляют шутки об этом коне. Как правило, такие памятники делают не так натуралистически. Этого коня скульптор вылепил с большими яйцами. Что с ними только не делали. То покрасят, то в фольгу завернут. У нас было училище штурманов. У курсантов была традиция - раз в году натирать эти яйца до блеска. Возле постамента собирается молодежь, чтобы покурить травку. Недавно здесь произошла трагедия - сатанист убил дочь. Разбил голову. Говорил, что так ему приказали голоса.
На Театральной площади, в центре Луганска - памятник Ленину. В сквере неподалеку - Тарасу Шевченко.
- Возле Ленина собирают митинги коммунисты, а возле Шевченко - Партия регионов и оппозиция. Ленин и Шевченко стоят друг к другу задом. Около Ленина ставят новогоднюю елку. Здесь тоже были трагедии. В позапрошлый Новый год на площадь влетело авто, убило людей. А парню, водителю, ничего не было.
Михаил ведет в ресторан-чайхан "Баккара", что в 300 м от Ленина. Заведение стало известным после того, как Роман Ландик, сын нардепа и владельца местного телеканала "ИРТА" избил модель Марию Коршунову. Видеозапись избиения показали все телеканалы Украины.
- Лет восемь назад здесь был армянский ресторан "Эрик". Там познакомился с грузином Мишей. Пошел домой, а уже через 10 минут там произошла драка. Говорят, все в крови было. Армяне побились с грузинами. Это такое место, где всегда драки, - вспоминает Михаил.
В ресторане снимаем обувь, располагаемся за низеньким столиком, за которым сидел Роман Ландик перед ссорой. Просим официанта рассказать об истории. Он отказывается. Отсылает к менеджерам. Заказываем кофе по 20 грн за чашечку. Рядом сидят четверо пакистанцев.
- В Луганске стало больше иностранцев. У нас пять университетов. Они приезжают якобы учиться. Но много даже по-русски не разговаривают. Открывают здесь киоски с шаурмой. В городе есть два торговых центра, принадлежащие одному нардепу. Там продавцы черные работают. Иногда в маршрутке из десяти пассажиров - девять пакистанцы, индусы или китайцы. Натянет шапку на голову, положит голову на твое плечо и поет что-то африканское.
Картинных галерей в городе нет. Из музеев - краеведческий. Еще был музей жертв помаранчевой революции. В 2007-м его создал депутат горсовета Арсен Клинчаев.
- Торговал воздушными шариками, а выручку вкладывал в музей. Но уже несколько лет заведение закрыто. Зато в прошлом году в бывшем продуктовом магазине, который работал в "хрущевке", открыли музей бразильского футболиста Пеле. Даже посол Бразилии приезжал. Возле него памятник бутсу Пеле стоит.
Еще у нас есть парк 1 Мая. В моем детстве там многие люди гуляли, был зоопарк, я в фонтане купался. Сейчас там болото, животные пока что живы. Но очень воняет.
Напоследок предлагает съездить на такси посмотреть руины двух заводов. Водитель такси -"жигули" с золотыми зубами всю дорогу крутит музыку стиля шансон. Михаил показывает в окно:
- Это бывшие два завода. Обанкротились. Недавно все снесли. Руины растянулись на несколько километров. Здесь можно снимать фильмы ужасов.
Комментарии
124