Почти четыре десятилетия подряд 68-летний киевский инженер Виктор Кравченко занимается греблей на байдарке.
— Не понимаю людей, которые отдыхают, лежа на пляже, — говорит он. — Ни экзотики, ни пользы для здоровья. Иное дело байдарка — за месяц заряжаешься энергией на весь год. Мне это не лишнее, потому что в свои 68 еще работаю.
Команда Кравченко начинала на Тетереве. Это небыстрая карпатская река, но имеет свои пороги — в частности возле села Дениши на Житомирщине. Однажды спортивная байдарка наскочила на камни, и мужчину выбросило в воду.
— Сейчас экстрима меньше, плаваем по спокойным водам. Но увлечению не изменяем. Ежегодно в путешествие идут две-три семьи. Уже много лет отдыхаем вместе с Александром Моисеевым и Владимиром Любиным. Сколько им лет, даже не скажу, знакомы очень давно, — пытается припомнить Виктор, — ходим с ними и во время отпусков, и на майские праздники.
Вместе с Виктором Кравченко путешествует и его жена Диана, 68 лет. А вот двух дочек — Наталию, 41 год, и 35-летнюю Татьяну, так и не удалось увлечь байдарками.
— Наверное, потому, что начали их брать с собой еще с младенчества. Девочкам запомнилось, что путешествие — дело нелегкое, — жалуется мужчина. — Зато 16-летний внук Евгений ходит с нами почти каждый год.
В 60–80-х команда Кравченко плавала по Стрельне,на Кольском полуострове, по карельским рекам и по белорусской части Припяти. Самый длинный маршрут, по которому удалось пройти за месяц, — 600 км. Теперь ежегодно проходят около 180 км. Выбирают спокойные реки в основном на левобережье: Ворсклу, Псел, Сулу, Сейм. Хотя были и на Роси.
На еду тратят около 300 гривен
— Мы за результатом не гонимся, главное — отдых, — добавляет Диана. — Бывает, только снялись с лагеря, а через несколько часов опять останавливаемся в живописном месте.
Путешествия не обходятся без курьезных случаев. Несколько лет назад разбили лагерь уже по темному. Утром увидели, что расположились под памятником Ленину. А вот в Новгород-Северском разбили лагерь на железнодорожных путях позади вокзала, с улыбкой вспоминает Евгений.
— Если кто-то хочет попробовать такой отдых, должен хорошо все рассчитать, — объясняет Виктор Кравченко. — Старенькая байдарка стоит 2,5 тысяч гривен, а новая — все четыре. А еще же нужны палатка, спальник, рюкзак, пища. Если прибавить расходы на дорогу — не дешевле, чем поехать на море.
Кравченко начинают собираться в поход за две-три недели. Покупают еду, проверяют оборудование. Консервами, крупами запасаются на протяжении года — перед поездкой не так ощутимо бьет по карманам. Хлеб (ржаной формовой долго не черствеет) на первые несколько дней также берут с собой, потому что во многих селах его завозят несколько раз на неделю. А еще две упаковки минеральной воды. На еду тратят около 300 грн. Во время путешествия в селах подкупают хлеб, молоко, свежие овощи и фрукты, а рыбу ловят.
— Сначала изучаем местность. Иногда нанимаем автобусик, чтобы подъехать к началу маршрута. Это если дорога подходит близко к реке, — рассказывает Виктор Кравченко. — Аренда микроавтобуса стоит 600–800 гривен. Недешево, зато с комфортом. А сумму делим на всю нашу братию. В этом году на майские праздники ходили на четыре дня по Сейму из Конотопа до Батурина. Туда добирались электричкой в вагоне 3-го класса. Он самый удобный для перевозки багажа. В Киев тоже возвращались по железной дороге. Хотя большинство электричек идут по неудобному графику. А в новых вагонах почти нет места для сумок. А вещей у нас довольно много. Два тюка с байдаркой, а еще три-четыре рюкзака с едой и палатками. На случай ненастья обязательно берем полиэтиленовую пленку на лодки.
Этим летом Кравченко с компанией опять собираются на Сулу.
Лучше всего путешествовать на разборной лодке
Опытные путешественники предпочитают разборные туристические байдарки. Лодка на три человека весит, как рюкзак, — около 40 кг. На него можно "навьючить" 350 кг. В конце 80-х разборная байдарка стоила 250 рублей. Теперь старушка стоит 2,5 тыс. грн, а новенькая 3,5 тыс. грн. Надувная байдарка менее устойчивая. Ею труднее управлять и там не предусмотрены места для груза.
Комментарии
1