— В Беларусь впервые попала случайно, — рассказывает 27-летняя Ольга Федорова из Киева. Уже год живет в Гомеле со своим парнем. — Друг-музыкант ехал автостопом и предложил присоединиться. Я согласилась. Это было лет семь-восемь назад. Побывали в Гомеле и Минске.
В Гомель приехали в два часа ночи. Останавливались у друзей на другом конце города. Это называется "вписка". Несколько лет назад в Беларуси не было хостелов, поэтому пытались "вписаться" у друзей или знакомых. На гостинец привезли тогда украинского пива. Оно было очень популярно. Сейчас белорусы научились делать свое. Самое вкусное — темное "Ночь в Брюгге". Еще здесь выпускают шоколадное пиво, но оно менее распространено.
Страна очень изменилась после 2014-го.
Тогда состоялся Чемпионат мира по хоккею. В Минске почти везде на вас смотрел символ чемпионата зубр Волат — в метро, на улицах, на футболках. Сейчас его можно увидеть лишь возле Ледовой арены.
Белорусы очень гордятся чистотой.
Во время первой поездки поразила чистота на улицах. С тех пор ничего не изменилось. Вспоминаю, как вечером пили с белорусскими друзьями пиво. В темноте искали мусорник, чтобы не бросать бутылку на улице. Хотя я нигде не видела объявления о штрафе.
"У нас нет безработицы, потому что все заняты уборкой", — шутили в прошлом году. Сейчас ситуация изменилась. В стране кризис. Друзья на государственных предприятиях работают на выходные и праздники. Очень боятся потерять работу.
В 2015-м ввели закон о "тунеядстве".
Кто не работает 183 дня, должен платить специальный налог. В среднем он составляет 500 долларов в год. Это средняя зарплата в Беларуси. Хотя можно откупиться. За 30 долларов могут сделать справку о трудоустройстве. Но для этого нужно ехать в Россию.
Медицина в Беларуси почти полностью государственная.
Частных клиник очень мало. Лечиться можно лишь по месту прописки. Я по привычке до сих пор езжу в Киев из Гомеля 6 часов на автобусе или поезде. Хотя все хвалят белорусскую медицину. В местном центре радиомедицины лечатся десятки деток, которым не помогли в Украине.
В Беларуси мне не хватает футбола.
Помню, как дома вся страна объединялась, когда играла сборная. Здесь такого нет. В Гомеле немногие знают, как называется их футбольный клуб. Государство пропагандирует хоккей, но он также не массовый. В Гомеле мало спортзалов и фитнес-клубов. Активно популяризуют спорт белорусские националисты. Вместо акций протеста проводят футбольные турниры. Аргументируют тем, что в последние годы главным видом спорта стал "литрбол". Во многих городах и местечках людям некуда пойти. Сидят дома и пьянствуют.
К Украине белорусы относятся довольно благожелательно, невзирая на постоянную российскую агитацию.
В Беларуси почти нет своего телевидения. Украинские каналы там также не показывают. Преимущественно смотрят российские. Подруга рассказывала, что как-то к ней подошла женщина спросить, где изготовлен йогурт. По штрихкоду определила, что в Беларуси. "Хорошо, что не в Украине. Там детей убивают. Я по телевизору видела", — услышала в ответ. Я пока с такими случаями не сталкивалась. Но о политике пытаюсь не говорить.
Восточная Беларусь очень отличается от Западной.
Летом ездили в Гродно на берегу реки Неман. Здесь рядом Литва и Польша. Сначала показалось, что мы где-то за рубежом. В центре города — красивая пешеходная улица с ресторанами и сувенирными магазинчиками.
В Беларуси почти нигде не услышите белорусский язык. Многие считают, что белорусский — это пережиток, искусственно созданный мертвый язык, который существует лишь в книжках.
Комментарии