Самыми большими праздниками в селах на Киевщине всегда считались храмовые. Церкви разрушили, а праздники остались.
В 1980-х на Пасху моя мама красила пасхальные яйца и пекла паску в алюминиевой формочке в виде пятиконечной звезды. Чтобы никто не мог заподозрить, что наша семья излишне религиозна. Когда я говорила, что это напоминает поговорку о "свечку и Богу, и черту", мама только отмахивалась.
Мамин отец называл себя атеистом и говорил, что церковь существует для старых и забитых. Но я ни разу не видела, чтобы дед сел есть, не перекрестившись и не сказав на польском: "Ім"я ойца і сина, і шьвянтего духа, амен".
Папина мама рассказывала, как в послевоенные годы пыталась спрятать по праздничному пасхальному яйцу для детей. Но приходили "сатаны" и все отбирали. "Сатанами" бабка называла сельских активистов, еще и приговаривала:
— А, чтобы им добра не было, каторжанским душам!
Блины у нас называли налистниками и начиняли сладким сыром
Потом эти же активисты громче всего вопили о возрождении религиозных традиций.
А вот Масленицу я долго считала чисто российским праздником из-за бли нно-и корного имиджа. На Киевщине осетрины не водилось, а бли ны у нас называли налистниками и начиняли сладким сыром.
Драться на Масляную неделю стенка на стенку, как это делают в России, тоже не ходили. О существовании праздника в Украине напоминала только поговорка: "Не все коту Масленица".
Правда, был зимой такой день, когда самые вредные деды и самые гонороливые бабы ходили друг к другу в гости и просили прощения. Зрелище было трогательным до слез. Я полюбила эту традицию задолго до того, как узнала, что это и есть Масленица.
А вот готовить в это неделю налистники так и не наловчилась: слишком будничное блюдо.
Комментарии
1