— Как дела? — улыбается тренер-аналитик донецкого "Шахтера" 32-летний Тиагу Леал. Говорим с португальцем после тренировки команды.
Почему вы всегда смотрите матчи с трибуны?
— У меня намного лучший обзор, чем у главного тренера, который находится на уровне поля. Хорошо вижу расположение наших футболистов и игроков команды соперника.
А также, что мы делаем правильно, что у нас выходит не так хорошо и что нужно улучшить. Поэтому меня можно назвать глазами главного тренера. Паулу Фонсека требует от меня смотреть матч так, будто это он сам сидит на трибуне. Это тяжелее всего. Хорошо, что между нами существует нужная "химия". Видим одно и то же.
В перерыве матча вы присутствуете в раздевалке?
— Да. Пытаюсь провести с тренером короткий разговор до того, как он сам будет говорить с игроками. Понятно, что обсуждаем события в первом тайме.
Бывает, Фонсека знает, с чем я к нему пришел. Например, говорю, что есть определенная зона на поле, куда наши игроки не заходят, а ее стоит использовать. А он отвечает: "Я это понял".
С вашим приходом в команду все тренировки начали снимать на видео. Для чего?
— Кроме матчей, важно иметь информацию с тренировок. Когда готовимся к игре, то отрабатываем детали. Снимаем тренировку, чтобы увидеть, поняли ли игроки до конца наши требования.
Видео занятий показываем футболистам и говорим: "Это не то, чего мы хотим. В игре такое случится — и должен быть там. Важно, чтобы ты был в том месте, когда будет идти мяч". Поэтому информация с тренировок — фундаментальная.
Вы говорили, что не любите сюрпризы в футболе. Что имели в виду?
— Одно из моих заданий — проанализировать соперника и постараться предвидеть, как команда будет действовать в матче с нами. Мне буквально нужно заглянуть в будущее. Не люблю, когда меня чем-то удивляют.
Может ли команда быть успешной без аналитики и современных технологий?
— В сегодняшнем футболе это невозможно. Судьбу матча решают детали. Они имеют большое значение, особенно во встречах с серьезными командами. Победа в таких играх — это вопрос одного метра.
Если бы мы были на метр правее, то получили бы большее преимущество, чем когда бы мы были на метр левее. Это может радикально изменить ход матча. Сегодняшний футбол дошел до такого уровня.
В "Шахтере" я работаю с одним помощником. В предыдущей моей команде "Браге" имел трех. В "Бенфике" (самый популярный клуб Португалии. — ГПУ) анализом занимаются 10 работников. "Барселона", "Реал", "Бавария", "Манчестер Сити", "Манчестер Юнайтед" имеют огромные аналитические департаменты.
Моя задача — отфильтровать важное для нас и донести до главного тренера.
Игроки интересуются своей статистикой?
— Когда мы только начали работать с видео и информацией по нашей команде и по сопернику, футболисты удивлялись. Теперь им это нужно. Игрокам нравится больше узнавать о себе и команде.
Немного нечестно, когда ты подходишь к футболисту и говоришь: "Ты виноват, что соперник забил нам мяч". Поэтому мы объясняем, почему так произошло. Игроку нужно помочь, чтобы он не повторял ошибку. Проигрывает не отдельный футболист, а вся команда.
Если бы вы посмотрели некоторые наши презентации для футболистов, сказали бы, что мы — инопланетяне и живем на Марсе. Говорим о положении ног, шеи, тела. Эти вещи кажутся специфическими и мелкими. Но именно благодаря им мы на долю секунды быстрее, можем принять лучшее решение и получить преимущество над соперником.
Какое впечатление у вас осталось от первого евросезона в команде?
— Замечательное. Было 10 побед. Мы стали лучшей атакующей командой на групповом этапе Лиги Европы с 21 забитым мячом. Единственные в турнире выиграли все шесть матчей этой стадии.
"Сельта" — сложный и качественный соперник. Но ожидали, что пройдем в 1/8 финала Лиги Европы. И сделали для этого все, что от нас зависело. Выход в следующий этап был в руке, но у нас его украли (на 90-й мин. арбитр ошибочно назначил пенальти в ворота "Шахтера". — ГПУ).
Ваши соперники в Лиге Европы называли "Шахтер" командой уровня Лиги чемпионов. Что случилось в матче против швейцарского "Янг Бойз" на выезде?
— Мы еще не так долго работали в клубе. Команда привыкала к новому тренерскому штабу. Мы выиграли первый матч — 2:0. На выезде у нас было огромное количество моментов, чтобы победить. Но мяч просто не заходил в ворота. Такое бывает в футболе.
Мы могли просто выиграть этот матч. Но проиграли в серии пенальти и вылетели из Лиги чемпионов. Было ли это справедливо? То же можно сказать о Лиге Европы.
Как оцените чемпионат Украины?
— Он требователен и конкурентоспособен. Матчи проходят с высокой интенсивностью. Играем против соперников, которые пытаются не пропустить. Большинство матчей проводим на последних 30-40 метрах у их ворот. В этой зоне находится 21 игрок.
Говорят, чемпионат низкого уровня и мы играем одни. Это неправда. Понятно, между "Шахтером", "Динамо" и другими командами есть большая разница. Но так во всех чемпионатах. В Испании есть "Реал", "Барселона", "Атлетико" и все другие. В Португалии мы имеем "Бенфику", "Порту", "Спортинг" и остальные команды.
В Украине тяжелая экономическая ситуация. У команд есть финансовые трудности. Но для нас чемпионат стал сюрпризом. Посмотрите на матчи. Уровень агрессивности ненормален.
Трудно играть против команд, которые только защищаются. Нашим игрокам удается успешно преодолевать такую защиту. Но мы выставляем к ним высокие требования.
Каким вы видите футбол в будущем?
— За последние 50 лет радикальных изменений не было. И дальше не будет. Могут внести какие-то коррективы. Например, новые технологии, которые показывают, был ли офсайд, гол и пенальти. Это важно и нужно, чтобы защитить футбол и команды.
Что родственники чаще всего спрашивают об Украине?
— Обычные вещи. Нравится ли мне здесь и все ли хорошо. Моя жена живет в Португалии. Раз на месяц она приезжает сюда. Мы много путешествуем, часто летаем на матчи. Поэтому и не перевозим в Украину свои семьи. Нас и так не бывает дома.
Мы (нынешний тренерский штаб "Шахтера", где работают преимущественно португальцы. — ГПУ) знали, что так будет, когда подписывали контракт. Нет смысла жаловаться, а нужно искать силы пройти через это. Мы приехали в "Шахтер", чтобы стать чемпионами.
30 часов в неделю работает с видео
— В среднем просматриваю четыре поединка нашего соперника, — говорит Тиагу Леал. — Каждый матч длится 90 минут, но просмотр занимает у меня почти три часа. Перематываю вперед и назад, режу видео, монтирую, подписываю и так по кругу. В целом выходит 12 часов. А еще нужно подготовить финальное видео, которое мы покажем игрокам. Это занимает еще три часа. То есть, 15 часов трачу на анализ игры одного соперника.
На разбор нашего сыгранного матча чаще всего идет четыре часа. После финального свистка сразу получаю видео. Мы купили камеры и другие технические средства, которые позволяют получать запись после завершения игры. Помощник дает карту памяти, я копирую видео и начинаю работать. На следующий день у меня готов анализ, чтобы показать его главному тренеру и игрокам.
24–30 часов в неделю я трачу лишь на видео. Это работа вне поля. А там мы работаем почти каждый день.
Комментарии