67-летний Владимир Перетурин — знаменитый футбольный комментатор советских времен. 19 лет он вел программу "Футбольное обозрение" , которую смотрел каждый болельщик в СССР.
Четыре последних года Перетурин официально находится на пенсии. Но от журналистики не отдыхает: пишет о футболе в газету "Вечерняя Москва".
С появлением Интернета футбольным комментатором быть легче?
— Да. В мои времена информацию о зарубежном футболе достать было очень тяжело. Выписывал немецкие, болгарские, польские издания. А в Центральный комитет по радио и телевидению приходили авторитетные "Ворлд Соккер" и "Франс футбол". С задержкой на два-три дня.
Значит, уровень нынешних комментаторов должен быть выше?
— Осведомленность и профессиональный уровень — разные вещи. Мои молодые коллеги часто компенсируют незнание тактики футбола огромным объемом информации. Которую и "выливают" на телезрителей.
Матчи при участии украинских команд смотрите?
— Только "Динамо" и "Шахтер" в еврокубках. У вас только эти две команды будут чемпионами страны в ближайших лет двадцать. Потому что они стоят 50 миллионов, а остальные — пять-шесть.
Приходилось ли вам комментировать договорные матчи?
— Было. В 1973 году поехал в Ворошиловград комментировать матч местной "Зари" с киевским "Динамо". В те времена украинские команды, по указанию Щербицкого, отдавали "Динамо" два очка в Киеве, одно — в гостях. Я прекрасно знал, что должна быть ничья. Пошел к своему начальнику, председателю Гостелерадио Георгию Лапину.Друга Брежнева, кстати. Спросил, как мне этот цирк комментировать. Тот сказал, чтобы вел репортаж эзоповым языком. Я и вел. За десять минут до конца Киев бил пенальти. Буряк ударил и едва не попал в угловой флажок. Я воскликнул: "Да, Леониде, надо делать поправку на ветер!"
"Динамо" и "Шахтер" стоят 50 миллионов
Как-то сборная СССР играла в Копенгагене товарищеский матч против Дании. В канун игры, где-то в десять вечера, в мой гостиничный номер постучал Лобановский — главный тренер сборной СССР. Зашел с бутылкой виски. Сели, выпили. Лобановский говорит: "Вы постоянно говорите о договорных матчах, а о том, что мы хорошо тренируемся, молчите". Ответил ему так: "Команду я воспринимаю, как свою жену. И если она мне изменяет, то не могу ее похвалить за то, что в то же время вкусные обеды готовит". Проговорили до трех часов утра . Каждый остался при своем мнении. Выпили весь виски. Уходя в свой номер, Лобановский отметил: "Ну что же, режиссура подобных матчей теперь выходит на первый план". Он считал, что очки можно набирать любым путем. Никаких суеверий на эту тему не имел...
Вы дружили с Лобановским?
— Слово "дружили" неправильное. Я с Лобановским сотрудничал. Бывало, тренер звонил по телефону мне и высказывал свое возмущение. Вся редакция Центрального телевидения бежала в мою комнату и слушала, как я с Валерием Васильевичем ругаюсь. Иногда он был прав, признаю. Импонировало, что Лобановский, в отличие от того же Эдуарда Малофеева, никогда не жаловался на меня в Центральный комитет партии. Просто звонил и говорил: "Ну, что вы снова хвалите Бышевца (тренера олимпийской сборной СССР. — "ГПУ")! Кто у нас наставник национальной сборной?".
Это был сплошной монолог Лобановского?
— Никакого монолога. Он упрекал. Я отвечал. Лобановский никого не слушал. Твердо стоял на своем. Но даже во время споров никогда не употреблял крепких словечек.
И проигрывать не любил. Как-то в Трабзоне мы играли в футбол три на три. В одной команде — Лобановский, Коман и гид, в другой — я, Пузач и руководитель делегации. Наша команда побеждала 5:2, время исчерпалось, надо было идти ужинать. Но Лобановскому ужасно не хотелось уступать. Он дал указание играть дальше. Сыграли еще полчаса, на протяжении которых мы пропустили гол — 5:3. И если бы команду не ожидал ужин, по-видимому, Лобановский с поля не ушел бы, пока, по крайней мере, не сравнял бы счет.
Сборная СССР на чемпионате Европы-1998 заняла второе место. Успех отмечали вместе с командой?
— Что вы! Я всегда знал, что нельзя быть с тренером или игроками на короткой ноге. Тогда ты теряешь право на объективность.
Мой ученик Игорь Будников сейчас работает на телеканале "Спорт" и ведет программу "Футбол России". Он в хороших отношениях с руководством "Локомотива". В ресторанах с "железнодорожниками" сидит. Как после этого Будников может критиковать "Локомотив?"
Серьезные ляпы во время репортажа допускались?
— Не вспоминаю. Ну, мог футболиста Сафонова назвать Сафроновым.
Как складывались отношения с коллегами?
— Нормально. Только с Маслаченко не общался. Подлый человек, непорядочный. Не хочется и говорить о нем. Тем более, Маслаченко недавно 70-летие отпраздновал.
Почему сейчас не выходите в эфир?
— На пенсию отправили. Без всяких объяснений. Я же враг для всех. Поскольку не привык подменивать правду...
Владимир Перетурин родился 23 мая 1938 года в Москве.
1956 — игрок дублирующего состава московского "Динамо"
1962 — перешел в ленинградское "Динамо"
1969 — закончил карьеру игрока
1969 — пошел работать на Центральное телевидение
Работал на шести финальных турнирах Кубка мира (1974, 1978, 1982, 1986, 1990, 1994), трех финальных частях чемпионата Европы (1984, 1988, 1992), четырех Олимпийских игр (1988 — на зимней и летней, 1992, 1996).
2002 — вышел на пенсию
Дважды женат, имеет двоих сыновей и внучку.
Комментарии