




Пенсия, паспорт, жилье и лекарства - главные темы, волнующие переселенцев в Украине. Об этом Gazeta.ua рассказывает Виолетта Артемчук, руководитель "горячей линии" общественной организации "Донбасс СОС".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Переселенцы собирают фото "невидимых избирателей" для депутатов
"С 2014-го в нашей общественной организации работает "горячая линия" для переселенцев. Именно благодаря ей мы видим, что волнует людей. Для нас это как термометр, измеряющий температуру, - рассказывает Виолетта. - Однако мы не гуманитарный фонд, можем только помочь информацией. Но некоторые случаи сопровождаем, если очень цепляет ситуация".

В 2014-м получали обращения от людей по вопросу о том, как уехать в безопасное место. Активисты организации разрабатывали маршруты эвакуации людей из "горячих точек". Также переселенцам была необходима гуманитарная помощь. Часто у людей не было самых простых бытовых вещей - белья, одеял и подушек, посуды, теплой одежды.
Новые вопросы возникли, когда ввели понятие линии разграничения, поставили пункты пропуска и запустили пропускную систему. Параллельно постепенно уменьшаются запросы на гуманитарную помощь. Если в 2015-м в ней нуждались около 30-35% переселенцев, то в 2019-м - около 10%. И большинство нужно лекарства.

"Звонят переселенцы, которым трудно оплачивать дорогостоящее лечение и аренду квартиры. Например, звонил человек, который заболел и интересовался, есть ли государственные программы помощи. Сейчас он получает 442 гривны "переселенческих", их недостаточно, чтобы покрыть аренду и оплатить коммунальные услуги, - отмечает Виолетта. - Количество обращений увеличивается, когда какие-то новые законы или постановления принимает государство".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Учителя создали организацию для помощи ромам
Эксперт рассказывает, что сейчас видят две самые большие проблемы. Во-первых, пенсии могут получать только те пенсионеры-переселенцы, которые оформили справку внутренне перемещенного лица. Если ее нет, пенсию не выплачивают. Она якобы накапливается долгом и после окончания войны ее выплатят. Также справку могут отменить, если человек не проживает по адресу, по которому его зарегистрировали.

Во-вторых, увеличилось количество обращений о выдаче и обмене украинских паспортов. Проблема возникает с подтверждением прописки на неподконтрольных территориях. Официально не могут прописать или выписать. Документы без прописки не дают. Людей без регистрации могут оштрафовать и нет механизма решения этой проблемы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Волонтеры-медики создали бесплатный центр реабилитации
"Обратилась женщина из неподконтрольной территории. Ее сын в 5 лет пережил обстрелы и начал заикаться. Она нашла санаторий в Днепре, где есть программа реабилитации после таких травм. Попросила нас помочь устроить туда ребенка. В заведении были готовы взять на реабилитацию, но при условии оформления официального статуса переселенца, - рассказывает Виолетта. - Но у женщины не было никаких знакомых в городе, где можно было бы зарегистрироваться. Мы помогли решить ситуацию. Сейчас заканчивается смена, надеемся, лечение поможет".
Согласно анализу полученных обращений за август, гуманитарные проблемы и вопросы с жильем идут на второй план, хотя до сих пор остаются актуальными.

"Запомнился случай с человеком, который живет на неподконтрольной территории и смотрел украинское телевидение через спутниковую антенну. Для него это единственный мостик, связывающий с Украиной. Рассказывал, когда на Новый год видел, как дети пели гимн Украины, плакал, - вспоминает Виолетта. - Однако сейчас вводят цифровое телевидение и надо приобрести спутниковый тюнер. Но его могут просто не пропустить военные, потому что нет среди списка разрешенных вещей. И теперь многие люди не смогут смотреть украинские новости, возникает еще один барьер".
Телефон "горячей линии" общественной организации "Донбасс СОС": 0800309 110. Каждый месяц к ним обращаются около 2 тыс. человек. В прошлом месяце 24% обращений были из оккупированных территорий.
Комментарии