Юрий Журавель, 44 года, г. Ровно, лидер группы "OT Vinta":
- Переселенцы с Востока Украины не все одинаковы. Имидж им создают отвратительные случаи, раскрученные СМИ, которые шокируют обычных западников. Доверие легко потерять. Поэтому и складывается негативный стереотип.
Задача очень сложная. То, что рушилось годами, не построишь за месяц. Что вбивалось в головы веками, не стереть в месяц.
Они должны понять, что они хозяева, а не рабы-нахлебники. Ответственность лежит и на них. Это их земля. Они прежде всего должны ее отвоевать и не обязательно физически отвоевать.
Виктория Вербовецкая, 21 год, г. Винница, журналист:
- Они себя ведут нагло по отношению к людям, которые их приютили, поэтому нужно мужчин отправлять на войну, а женщин с детьми поселять в общежития. Неоднократно была свидетелем, как переселенцы грубили. Чего только стоят селфи у боинга и то, что они личные вещи забрали у погибших людей. Это же ненормально!
То, что государство предлагает, - им не подходит. Они еще перебирают: не та работа, не тот дом, маленькая зарплата. Пусть сами ищут! У нас в Виннице для них создали много возможностей для развития бизнеса. Наши молодые ребята поехать туда погибать за их землю, а они здесь бабло зарабатывают. Это нечестно.
Ясмина Мах, 27 лет, г. Киев, волонтер, переселенка из Луганска:
- Лучше было бы создать условия для льготного приобретения жилья переселенцами, льготные кредиты или вообще дома в собственности государства с фиксированными ценами аренды квартир с правом выкупа. Это был бы идеальный вариант для крупных городов.
Одиноких пенсионеров нужно обеспечить пенсиями и жильем, возможно, хотя бы в специализированных учреждениях.
Временные льготы для предприятий, где работают переселенцы, могли бы способствовать их трудоустройству.
Надо научить государство и местные общины воспринимать переселенцев не как проблему, а как ресурс. Люди, которые уехали, в основном имеют большую мотивацию что-то делать, развиваться. Имеют образование и опыт работы. Много выехало рабочих, строителей, ремонтников. Такие люди нужны везде. И ничего с ними не надо делать. Просто не мешать.
Наталья Коцюбняк, 48 лет, г.. Винница, председатель Винницкого филиала оганизации "Рух захисту української мови":
- Переселенцам следует ассимилироваться в новой среде. Они обязательно должны выучить язык.
Государство должно обеспечить такое население рабочими местами. Это не значит, что местных работников следует освободить. На бирже труда переселенцам следует первым предлагать вакансии. Помогать им в переквалификации. Очевидно, что у государства нет средств, чтобы всех обеспечить жильем. Я думаю, что следует сделать лояльную программу доступности приобретения и аренды жилья.
Юлиана Лавриш, 26 лет, г. Львов, преподаватель:
- Они оставили дома не по своей воле. Это стресс. Важна не только помощь от государства, но и от общества. Не только на уровне обеспечения жильем, деньгами, социальным пакетом. Но и на моральном уровне. Просто поддержать. Чтобы изменить ситуацию, нам нужно больше говорить о поддержке на различных уровнях. Это объединяет украинцев.
Олег Веклин, 24 года, г. Львов, аспирант:
- Переселенцам нужно предоставить убежище и финансовую помощь. Должно быть первоочередное трудоустройство по специальности, медицинское страхование и бесплатное высшее образование для детей.
Их нельзя вернуть назад. Сами захотят только при условии завершения боевых действий.
Беженцами переселенцев признать нельзя - это совсем другое юридическое понятие. Их статус - внутренне перемещении лица.
Валерий Пельц, 29 лет, г. Луцк, председатель организации "Волфест":
- Есть среди них много проукраинских людей из Донбасса, которые переехали из зоны проведения АТО. Есть и откровенные пророссийские украинофобы, которые надели маски, а часто и вышиванки и требуют к себе повышенного внимания.
Социальная поддержка должна быть, но не более, чем местным социально незащищенным жителям. Этим людям нужно внимание государства. Чтобы они не жалели, что уехали из оккупированных территорий. Если человек живет здесь, то он свой выбор сделал.
Комментарии