22 марта из исправительной колонии №20 в городе Вильнянск Запорожской области выпустили 36-летнего Максима Дмитренко. Он почти восемь лет отсидел за убийство 17-летней Светланы Старостиной, которое в сентябре 2004-го совершил "пологовский" маньяк Сергей Ткач. За его преступления отбыли наказания по меньшей мере четыре человека из Пологовского района.
На привокзальной площади Пологов утром в воскресенье 25 марта стоят таксисты. Едят пирожки с картошкой, запивают кофе из коричневых пластиковых стаканчиков. За киосками с хот-догами девушки в коротких ярких куртках курят синие "Прилуки". Сзади на площадь медленно заезжают зеленые "жигули" третьей модели с выцветшими передними крыльями. Через темные окна в салоне никого не видно. Водитель приглашает жестами садиться, сам не выходит.
- До сих пор не могу нормально соображать, как их вижу, - 32-летний Виталий Каира показывает на белую милицейскую "шкоду". - Погнали отсюда.
Осторожно выезжает с площади, всех пропускает, включает повороты, где обычно этого никто не делает, - на дороге нет ни одного авто. Только милиционеры исчезают в зеркале заднего вида, открывает окно и поддает газу.
- Коля, это эконом-вариант? - кричит другу-велосипедисту. Объясняет, что тот планировал купить новую "Таврию", а взял велосипед.
Каира здоровается с каждым вторым пешеходом и едва не с каждым водителем - его хорошо знают в 20-тысячных Пологах Запорожской области. Он один из четверых, кто отсидел за преступления Сергея Ткача. За убийство Ольги Прищепы Виталий пробыл за решеткой четыре года восемь месяцев и 13 дней.
- Два года доказываю судье непонятно что. Вот завтра опять поеду на этот цирк, - Виталий подкуривает синий "Уинстон". - Судья в лоб спрашивает: "Ну, какие моральные страдания ты испытал? Тебя кормили, была крыша над головой. А что жена бросила - так при чем тут тюрьма. Люди говорят, что родители убийцу воспитали? Ну так у людей и спрашивай". У меня уже нет слов. Я что, на курорте был? Как мне это все надоело. Рвануть бы отсюда, хотя бы в Бердянск.
Виталий Каира родился в селе Благовищенка Куйбышевского района Запорожской области. Через год родители переехали в Пологи, у них родился второй сын Юрий. Построили хату, завели хозяйство. Сейчас 53-летняя Любовь Григорьевна работает в стоматологическом отделении больницы, 56-летний Алексей Иванович - водитель на строительстве.
Виталий окончил школу, выучился в местном ПТУ на электрогазосварщика. Работал в филиале Запорожского абразивного комбината в Пологах, потом аппаратчиком на тамошнем предприятии химреактивов "Коагулянт".
- Жил с женой, Леной, - вспоминает Виталий. Предлагает кофе. Сам не пьет, отвык. – В 2001-м у нас родилась дочь Аминка. Хотели сами жить. За 2 тысячи купили старую хату около родителей, я достроил пару комнат, кухню. Надо было крышу над всем делать, ремонт. Планов была куча. Но я оказався не в тот момент не в том месте.
13-летнюю Ольгу Прищепу нашли изнасилованной и убитой на тропинке у реки Конка в Пологах 26 марта 2003-го. Милиционеры опрашивали всех, кто мог быть причастен. Две школьницы вспомнили, что в тот день видели на тропе Виталия. Он ежедневно ходил по ней на работу.
- Меня взяли 28-го, - Виталий вытягивает очередную сигарету. - Как сейчас помню: воскресенье, мы с отцом и другом Сергеем из села приехали. Здесь менты. Повезли. В кабинете сразу: "Ты убил, у нас есть все доказательства, все экспертизы, адвокат тебе не нужен, подписывай. Подпишешь по-любому. Только или так, или ребра поломаем". Я не верил. Подписал явку в Запорожье. Не выдержал. Там говорили, что Лену изнасилуют, дочь наркоманы убьют. За пару дней повезли на воссоздание. Делал все, что говорили. Дело очень бегом сшили. Я надеялся на суд. Тогда еще думал, что он у нас справедливый.
Доказательств вины Виталия Каиры не было. По делу фигурировало его признание, видеозапись воссоздания картины преступления и показания школьниц. Не доказала его вину ни одна экспертиза. Однако в то время в Пологах едва ли не ежемесячно убивали девушек, люди требовали наказать маньяка. 24 апреля 2004-го Апелляционный суд дал Виталию 15 лет тюрьмы, Верховный приговора не изменил. Обязал Каиру выплатить Прищепам 100 тыс. грн морального и 625 грн материального ущерба. По этапу узника перевели в колонию усиленного режима №20 в городе Вильнянск.
- Лена меня бросила, Аминка отвернулась, хату растащили. Родители на улицу боялись выйти. Прищепы до сих пор с нами не говорят, пакости на нас пишут. А я никак не мог понять - почему я? За что? Сколько раз вены порезать себе хотел, - вспоминает Виталий. - В колонии тоже невесело. Зекам одинаково: приговор есть - значит, виновен, маньяк. Только родители передачи возили.
Серийного маньяка Сергея Ткача в Пологах задержали 5 августа 2005 года. Он сознался в убийстве свыше 100 человек, в частности Ольга Прищепы. Показал, как душил лямками от школьного ранца, под ногтями у девочки нашли частицы с его ДНК. Ткач получил пожизненное.
- А я сидел еще три года после этого, - говорит Виталий Каира. - И за его дела только в Вильнянской колонии были трое. Я, Коля Демчук и Макс Дмитренко. Я отсидел четыре года и восемь месяцев, Коля - четыре с половиной года, Максим - почти восемь лет. У меня и Дмитренко приговоры - слово в слово, только фамилии изменены. А скольких менты давили и в СИЗО гноили, не знает, по-видимому, никто.
Виталий живет с родителями и братом. Работает монтером на предприятии "Агрострой", ездит на отцовой "Ладе-тройке". Со второй женой 23-летней Екатериной воспитывает дочь 1,5-летнюю Николь. Планирует достроить хату. Чуть не еженедельно ездит в город Марганец Днепропетровской области, за 175 км. Тамошний суд рассматривает два дела: о превышении служебных полномочий запорожскими милиционерами и относительно компенсации Виталию 2,5 млн грн моральных убытков.
- Я еще как-то добиваюсь, - добавляет. - А Коля Демчук сдался. Не знаю, как Максим будет. Его только в прошлый четверг выпустили. Чему меня жизнь научила - никогда не буду с ментами говорить. И обращаться к ним, пусть меня хоть убивают. Потому что все равно никого не найдут, а посадят такого, как я.
За 12 км от Пологов расположено село Чапаевка. Здесь, в хате без воды и газа, с затянутыми полиэтиленовой пленкой окнами живет 29-летний Николай Демчук с матерью. Он отсидел четыре года и шесть месяцев за изнасилование 8-летней Илоны Космины, которое 17 августа 2003-го совершил Сергей Ткач.
- Меня взяли 19 августа, - вспоминает Николай. - Я сам поехал в милицию, потому что попросили. Там сразу сказали брать на себя. Я пошел в отказ, так мне ногу сломали. Дали 10 лет. Так получилось, что у меня и у Космины совпали группы крови.
Николай вышел из тюрьмы 25 февраля 2008-го. Требует наказать четырех милиционеров и следователя районной прокуратуры, которые причастны к его делу, и выплатить 2 млн грн компенсации. Работает водителем погрузчика на местном заводе "Минерал", получает немногим больше 1 тыс. грн. Там же начальником охраны работает Василий Мартощук - бывший оперативник Пологовского райотдела милиции, который выбивал у Демчука признание. Он с тремя коллегами на подписке о невыезде.
Комментарии
30