Главная елка в Киеве - одна из самых популярных локаций для горожан и туристов. Ежегодно ее устанавливают на Софийской площади. Зимними вечерами люди сходятся в праздничные локации, фотографируются, покупают рядом напитки и отдыхают в ресторанах и кафе неподалеку.
Не уменьшилось количество желающих приходить к елке и после усиления мобилизационных мер. Уже второй год у елки не устанавливают новогоднюю ярмарку, а декорации строят на средства меценатов.
В конце 2023 корреспондентка Gazeta.ua побывала у главной елки Украины, чтобы узнать, о чем там говорят люди. Какой след в их жизни оставит прошлый год и чего ждут от следующего.
ВОЕННЫЕ УСТАЛИ
По дороге от метро Золотые ворота до Софийской площади улицы словно опустели. Обычно шумные в выходные тротуары возле ресторанов и кафе стали почти безлюдными. Где-то далеко слышна музыка из колонки и едва уловимое мужское пение в микрофон.
Немного толпы собралось у уличных столов под популярной "Пьяной вишней". В зимний период здесь наливают горячую настойку. Чуть дальше открыл киоск с горячими напитками один из ресторанов. Палатку украсили белой гирляндой, поэтому она сразу бросается в глаза среди темной улицы. Продают красный и белый глинтвейн. За 250 мл просят 195 грн, а безалкогольный стоит 135 грн.
Главная елка страны традиционно украшает площадь перед Софийским собором. В свете софитов сверкают золотые купола храмов и мерцает снег, непрестанно засыпающий вечерний Киев.
В центре внимания здесь - искусственная зеленая елка высотой 12 м. Ее установили и украсили за деньги меценатов, а также использовали прошлогодние запасы. Дерево переливается тысячами огней. Тему локации посвятили защитникам и защитницам Украины и назвали "Храбрые сердца". Новогоднюю елку украсили игрушками в форме сердец синего и желтого цветов. На верхушке - золотой тризуб.
- А где ярмарка? Что глинтвейна не будет? - говорит мужчина, лет 25, своему другу. Оба быстро проходят мимо и становятся ближе к елке.
Как и в прошлом году, праздничную ярмарку на площади решили не устанавливать. У елки поставили декорацию - сине-желтое сердце, а позади украсили с десяток елок красными гирляндами.
Когда-то все станет лучше
- К тому, что установили елку, отношусь более положительно, - говорит киевлянка Владислава Кобко в стеганной черной куртке с куличом. - В прошлом году праздничное дерево было своеобразным символом несокрушимости, несмотря на то, что украинцы жили почти в полном блекауте. Помню свои эмоции, когда среди сплошного мрака и ужаса увидела эту елочку, которая светится на генераторе. Это давало надежду, что когда-то все станет лучше. Так же в этом году. Дерево украсили очень символическими игрушками, елка имеет белые кисточки, напоминающие голубей.
Владислава пришла на Софийскую площадь с подругами. Приятно видеть людей, которые также собрались здесь, чтобы получить положительные эмоции и обменяться хорошей энергией, признается.
- Я рада, что у нас по крайней мере это не забрали. Если мы можем себе позволить хоть немного новогодней атмосферы - почему нет?, - говорит с улыбкой девушка.
2023 год больше всего запомнится Владиславе победами, которые одержали украинские защитники на фронте.
- В памяти очень отразилось увольнение Роботиного Запорожской области, потому что понимаю, какие тяжелые бои шли за этот населенный пункт. Знакомый моей семьи (военный) потерял там руку и рассказывал, какими усилиями мы его добыли в борьбе. Так же было еще несколько населенных пунктов на Бахмутском направлении, - вспоминает Кобко. - Это все постепенно приближает к полному освобождению наших территорий. Поэтому главные победы - связаны с событиями на фронте. Одной из главных неудач является то, что некоторые люди расслабились и поддались мнению, что победа у нас будет безусловной и для нее можно ничего не делать. Возможно, это проигрыш на информационном фронте и нужно чаще напоминать людям. Нельзя нивелировать войну, потому что если россияне не стоят под Киевом, это не значит, что ситуация улучшилась.
Владислава с дрожью в голосе отмечает, что оккупанты начали наступление на всей линии фронта. Это очень страшно, говорит киевлянка.
- Чтобы не бояться мобилизаций и не накручивать себя, нужно морально и физически готовить себя к тому, что идти на фронт, к сожалению, придется большинству, - комментирует последние новости о рейдах ТЦК. - А как все будут думать, что их обойдет - где тогда брать людей? Наши военные устали, установленных сроков демобилизации нет. А они тоже хотят быть дома с семьей. Никто не желает верить в то, что победы не будет. Тогда нужно что-то делать. Чтобы тебя не забрали из спортзала и не бросили под Бахмут - возможно, стоит подробнее ознакомиться с системой рекрутинга, недавно введенной Минобороны.
Праздновать Новый год Власти не будут, но хотят отметить день в семейном кругу или пригласить друзей. Такие семейные посиделки в наше время очень нужны и уместны, говорит напоследок и идет делать фото с подругами у елки.
ОРУЖИЕ, ОЛИВЬЕ И САЛАТ "МИМОЗА"
Справа от ворот мужчина в кожанке поет украинские песни. В большую сумку перед микрофоном люди бросают купюры и монеты. Деньги исполнитель обещает передать на ВСУ, а спеть для толпы предлагает всем желающим.
Между людьми ходят живо аниматоры - деды морозы и Святые Николаи предлагают сделать вместе фото за 50 грн. Обнимается с малышами и пес Патрон, который рассказал, что людей в этом году гораздо меньше, чем было до полномасштабного вторжения, но в 2022-м ситуация была еще хуже.
Хоть ярмарки нет, но киевляне приходят к елке с едой и алкоголем. Из пакетов достают игристое, водку или коньяк и наливают в бумажные стаканы. На главную новогоднюю локацию приходят семьями - с бабушками и дедушками, малыми детьми.
Вдвоем гуляют по площади мужчина и женщина, лет 50 с виду. Фотографируют друг друга и долго смотрят на мигание огней.
- Плохо отношусь к тому, что поставили елку. Война в стране, - говорит Сергей.
- О, ему как военному - не надо! А дети хотят праздника, - возражает Юлия.
Сергей был участником боевых действий на востоке еще в 2014 году и получил ранения. Сейчас находится в резерве и говорит, что празднования в столь тяжелое для страны время неуместны. Юлия же работает в воспитательнице в детском саду, потому знает, насколько дети радуются открытию новогодней локации.
- А родители против были, и много, - признается женщина. - Главное, что это не из бюджета деньги выделяли, а меценаты помогли.
Мы победим - но когда?
- Оружия не хватает, БК не хватает - всего. А мы здесь развлекаемся, - резко отвечает военный. Но нам главное зиму продержатся, а там все будет лучше. До победы еще далеко, конечно. Экономику государства нужно было уже давно перевести на военные рельсы. А у нас нет ни одного военного завода! Мы победим - но когда?
31 декабря семья соберется за ужином, чтобы встретить 2024 год. Как только обсуждали меню, говорит.
- Раньше весело и красиво праздновали, а сейчас уже так не получится. В прошлом году, помните, каким был Новый год? Моя дочь всю ночь просидела в метро Лукьяновка. Спустилась туда с тазиком оливье и едва вышли оттуда, потому что не работал эскалатор, - вспоминает Юлия. - Приготовим тоже оливье, шубу, салат "Мимоза", окорочка с картофелем и мандарины. Дети заказали один подарок на двоих. На стол потратим не больше двух тысяч, потому что зарплата воспитателя маленькая.
У площади стоят полицейские машины. Правоохранители наблюдают за людьми и следят за порядком. Время от времени у елки ходят мужчины в военной форме. Тогда толпа понемногу рассеивается. Очевидно, боятся получить повестки, говорит мужчина в серой шапке и черной куртке.
Александр с женой пришли показать сыну новогоднюю елку. "Мама, давай фотографироваться! Ну давай!", - нетерпеливо повторяет мальчик.
- Трудно потому, что не понимаем, как и когда закончится война, - говорит Татьяна и берет ребенка на руки. - Еще в 2022-м было вдохновение, потому что думали, что немного - и победа. Мы приходим сюда каждый год, даже когда была беременна сынишкой. Поэтому для нашей семьи - это символично. Детки никуда не денутся, потому даже маленькая елка дарит им новогоднее настроение.
Александр работает в энергетическом секторе, потому пока не может быть мобилизован. Дети под угрозой, говорит женщина.
- Еще в первые дни полномасштабного вторжения сын сам хотел уйти на фронт. Но сейчас уже появились сомнения из-за неопределенности, - объясняет Татьяна. - Трудно отношусь к тому, как сейчас вручают повестки. Но, насколько мне известно, они хотят обновить базу, которую не вели с 2000-х годов. Брат мой двоюродный потерял на фронте ногу, а ему снова пришла повестка. Поэтому надеюсь, что не будет такой массовой мобилизации, а это просто обновляет данные.
Муж одевает капюшон жене и забирает на руки сына. Покупает ему шарик, оплетенный гирляндой за 200 грн. Их продают ребята рядом, поставив в картонные коробки. Главная елка будет украшать площадь до конца новогодних праздников.
Комментарии
3