В поселке Довбыш Барановского района Житомирской области 75 процентов жителей польского происхождения. Почти половинная населения исповедует католицизм.
Поселок расположен в 60 км от областного центра. Благодаря удобному сообщению с крупными населенными пунктами сюда легко доехать на маршрутке.
На первый взгляд в Довбыше ничего не выдает наличия большой польской общины.
"Поляков здесь видно из домашних традиций, и мы ходим в костел. Но в Польше увидел, что наши и их традиции очень отличаются. Здесь они смешаны с православными. В семье по польски не общаемся. Разве слышал ее от прадеда с прабабушкой. Преимущественно говорили на ней между собой. В семье польскую углубленно изучали только я и мама ", - рассказывает 18-летний Роман Метельский. Он учится на физика в польскей Лодзи. Имеет "карту поляка".
Согласно с последней переписью населения в Житомирской живет крупнейшая польская община в Украине - около 50 тыс. человек. После нее - Хмельницкая и Львовская области.
В 1925-1935 годах Довбыш, тогда - Мархлевск, был центром Польского национального района. Его сформировали из окружающих польских сел.
"В 1937-1938 годах здесь были сплошные депортации поляков. Я стал об этом общаться с местными. Не все осознавали, что с их предками такое происходило, - рассказывает отец Вальдемар Павелець, настоятель костела Матери Божьей Фатимской в поселке. Он родился в Польши и 27 лет там прожил. - Сегодня встречаются старшие, которые боятся возвращения тех времен, что их будут преследовать. Поэтому не хотят давать информацию.
Раньше не выставляли на показ свою польскость. Собирались по домам, молились. Коммунистическая власть преследовала за это. Были публичные высмеивание, детей - в школах на линейках.
УПА? Есть свидетельства, что были попытки организовать группы с намерением пытать поляков. Но здешние украинцы говорили: "Нет, не пойдем на это. Мы хорошо живем с поляками". Люди здесь до сих пор между собой живут очень мирно.
Ни разу у меня никто здесь не спросил о польском законе об Институте национальной памяти. Людей это не касается.
Украинская сторона обращает внимание на то, что закон предусматривает наказание, когда кто-то будет сомневаться в преступлениях УПА относительно поляков. Израильская сторона считает, что поляки хотят очистить свою историю, и везде говорить, будто не участвовали в Холокосте. Оба взгляды - искривление закона. Там не написано, что поляки не принимали участия в Холокосте и что не сотрудничали с немцами. Ибо такие люди были.
В Украине вы не встречали ситуаций, когда СМИ называли Аушвиц польским концлагерем. Зато в западном мире такое случается. Несколько лет назад Обама принял определение "польские концлагеря". Поляки имели право на это возмутиться. Для этого и есть закон об ИНП ".
Жизнь польской общины сосредоточена при костеле. Его современное белое сооружение возвышается над домами и огородами.
"Идея храма возникла в 1990 году, - говорит отец Вальдемар. - Здесь жило много католиков, но не было храма. Люди доезжали до ближайших костелов за 70-90 километров".
Внутри храм имеет высокие белые стены и скромное убранство. В алтарной части - скульптура с сюжетом явления Богородицы в португальской Фатиме. По центру - престол, на котором Иоанн Павел II совершал службу в Киеве в 2001 году. В боковой часовне - фигура Матери Божьей Фатимской, которая стояла на сцене последнего Майдана.
"Фигуру Девы Марии из Фатимы привезли из Португалии. Это был подарок маме отца Александра Милевского - строителя храма. Она стояла у нее дома в Житомире, - продолжает настоятель. - Забирать фигуру 13 октября 1990 поехало с Довбиша пять автобусов. 13 километров, от поворота на трассе, ее несли в поселок на руках. Это была первая здесь религиозная манифестация со времен Октябрьской революции. Люди не верили в такое чудо.
От нас на сцену Майдана привезли фигуру Матери Божьей Фатимской. Об этом попросили люди с молитвенной палатки. Говорили, что читают Фатимские откровения. В них находят, где Богородица в Фатиме говорила о вещах, которые напоминали события на Майдане. 17 февраля я завез туда фигуру. На следующий день началась зачистка ".
Читайте также: Дуда просит суд проверить статьи об украинских националистов
На храм в костел съезжаются все католики Житомирщины и других областей. Костел является санктуарием - особым храмом, выделенным в культе Матери Божьей Фатимской. При храме действуют кружки для детей, изучающих английский и польский языки.
"Часть изучает польский, чтобы сдать экзамен на "карту поляка ", - продолжает отец Вальдемар. - Приходили люди, которые никогда не будут ее использовать. Говорили, что они и их родители всегда мечтали иметь документ, где будет на польском написано их имя. Но желание отсюда уезжать никогда не имели ".
"Карту поляка" в Довбыше имеют до трети населения, говорит председатель поселка Юрий Домашин. Молодежь часто изучает язык, чтобы ехать в Польшу на работу или учебу.
"Многие выезжает на заработки в Польшу или просто в город, - говорит Юрий Домашин. - За одну и ту же работу в Киеве платят в 2-4 раза больше, чем у нас.
У меня был разговор с мужчиной, ему 60 лет. Волнуется, что нет в поселке футбольной команды. Раньше 11 человек из футболистов работало на фарфоровом заводе, потому что зарплата была больше, чем на строительстве в Киеве. А сегодня - в 2-3 раза меньше, официально - минимальная, и полторы тысячи доплачивают ".
Рабочие места в поселке также дают психоневрологический школа-интернат, хлебозавод, лесничество, транспортное предприятие, современное технологическое предприятие "Явор" по производству котлов и фермерское хозяйство.
"С Польшей не хочу связывать будущее. Вроде свое, но не свое, - добавляет Роман Метельский. - Понимаю проблему, все отсюда уезжают. Я хочу вернуться и что-то изменить".
Во время переписи населения 2001 года в Украине насчитали 144 130 поляков. Расселялись прежде всего на Правобережье и Восточной Галичине. Составляли значительный процент на территории современной Украины еще во времена раннего средневековья.
Комментарии