О чем говорили в кулуарах международного Глобального саммита мира – читайте в репортаже из Швейцарии журналистки Gazeta.ua.
– О, а вы журналисты из Украины? – улыбаясь, спрашивает на английском языке 35-летняя журналистка, сидящая рядом со мной в микроавтобусе. Показывает глазами на трезубец на моей белой футболке. Я утвердительно киваю. Едем со станции Штанс в швейцарский курортный городок Бюргеншток освещать инициированный Украиной Глобальный саммит мира.
Суббота, 15 июня. Первый рабочий день саммита начинается в 10.00. Получаем аккредитацию – пластиковое именное удостоверение, выдаваемое по паспорту. В письме-подтверждении аккредитации на саммит отмечено суровые меры безопасности. Запрещено брать с собой любую еду и даже воду – все это бесплатно выдавали в гостинице. Необходимо зарегистрировать всю технику, включая беспроводные микрофоны. Все медийщики проходят через рамки безопасности и рентген. Дорогу в гостиницу патрулируют полицейские и четыре тысячи военных.
Неприятностью стало присутствие представителей российских медиа
Соседка по микроавтобусу просит рассказать о жизни в Украине, особенно ее интересует, как мы готовимся пережить зиму без света и тепла. Договариваемся подробно поговорить об этом на полях саммита, однако через два дня работы я ее больше не встретила. Это неудивительно, ведь на мероприятие аккредитовались около 500 журналистов со всего мира. Всех разместили в пяти залах отеля Bürgenstock Hotel & Alpine Spa, включая террасу. Дорога к нему ведет по пологому горному серпантину мимо местных ферм и полей, на которых пасется скот.
Неприятной неожиданностью для украинских журналистов стало присутствие на саммите четырех представителей российских медиа. Это было требование Швейцарии, пояснили в Офисе президента Украины.
Дорога из Киева в швейцарский Бюргеншток заняла у меня больше суток. Сначала я 14 часов ехала поездом в Варшаву, после – прямым рейсом в Цюрих. Оттуда еще два часа также поездом добиралась в деревню Энгельберг. Отсюда до места проведения саммита – курорта Бюргеншток – полтора часа поездом, а дальше – автобусом.
Забронировать жилье ближе к Бюргенштоку – дорогое удовольствие. Сутки без завтрака стоят от 20 тыс. грн. За трое суток в отеле в Энгельберге и еще с завтраками я отдала примерно столько же.
Номер в Bürgenstock Hotel & Alpine Spa, где проходил саммит, сутки стартуют от €1300 – почти 57 тыс. грн.
В 12:00 начинают съезжаться участники Глобального саммита мира – делегации 92 стран. Они поочередно подлетают на гражданских или военных вертолетах на вертолетные площадки Бюргенштока, а после кортежа едут ко входу в Bürgenstock Hotel & Alpine Spa. Там их встречают президент Украины Владимир Зеленский, 46 лет, и президент Швейцарии 62-летняя Виола Амгерд.
Последним примерно в 17:00 прибывает президент Франции 46-летний Эммануэль Макрон.
С вертолета выходит через 30 минут. Это объясняют мерами безопасности. У гостиницы Макрон появляется в сопровождении охраны из 20 человек. С журналистами приветствуется на английском. На вопросы не отвечает.
На pressline к Макрону я опаздываю, пробираюсь украдкой. Охрана пропускает.
Только бизнес и ничего личного
Возле меня в главном зале отеля сидят два китайских журналиста из трех аккредитованных на мероприятие. Ближе к концу первого рабочего дня мы разговорились, и я поинтересовалась, почему на саммите нет китайского лидера Си Цзиньпина?
- Будь здесь Байден или хоть Путин, Си приехал бы. – ответил китайский коллега.
- То есть с другими лидерами стран Си говорить не о чем?", - переспрашиваю.
– Не могу комментировать, потому что я не официальная персона. Но Украине тоже не стоит говорить, что Китай продает России оружие. Это не так. Наш союз с Москвой – это бизнес и ничего большего.
Китайского журналиста же интересовало, почему Владимир Зеленский назвал Китай врагом и каково его отношение к Пекину. Этот вопрос он повторил на следующий день во время пресс-конференции украинского президента.
– Украина никогда не говорила, что Китай наш враг. И я прошу вас не использовать такие вещи. У Украины враг один – Путин. Он сделал все, чтобы представители Китая работали с другими дипломатическими учреждениями, чтобы отменили свое присутствие и поддержку Украины, и присоединились к китайско-бразильским предложениям.
Мы хотим, чтобы Китай уважал территориальную целостность Украины и наш суверенитет. Полагаю, что Пекин мог бы нам помочь. Поэтому хотел бы, чтобы те или иные предложения, которые есть у китайской стороны, были в нашем диалоге. Я не могу принимать предложения просто через медиа – это не правильно, – отвечает ему Зеленский.
Смелая позиция Хорватии
В главном зале отеля Bürgenstock участники саммита свои мнения по поводу остановки войны в Украине. Кроме привычных комментариев в стиле по поводу недопустимости российского вторжения, раздаются и более смелые заявления. В частности, от премьер-министра Хорватии 54-летнего Андрея Пленковича:
- 14 июня мы услышали от президента Путина о тактике салями: сначала – Крым, Донецк, Луганск, в 2024 году уже Запорожье, Херсон. А теперь подумаем о том, что может произойти позже. Хорватия никогда не будет адвокатировать мир, при котором жертва должна капитулировать и сдать свои территории.
Пленкович имеет в виду условия, которые Путин выдвинул миру в преддверии Саммита мира. За ними Украина должна отдать России весь Донбасс, Херсонскую и Запорожскую области, даже подконтрольные Киеву территории. Также Украина должна отказаться от вступления в НАТО, а Западу предстоит снять санкции для РФ. И тогда, по словам Путина, война окончится.
Итальянский премьер 47-летняя Джорджа Мэлони тоже остро отреагировала на заявление Путина:
– Ставить такие условия – это очень неправильно. И если Россия не согласится с нашими условиями (окончание войны. – Страна), мы заставим ее сдаться. Нам нужно установить минимальные требования к этой дискуссии. Это агрессия против государства, и мир в Украине не означает, что оно должно показаться, как считает Путин.
Самое главное – втянуть в глобальную игру Китай
В тот же день становится известно, что Мэлони в ближайшее время планирует визит в Китай. Эта поездка состоится на фоне ухудшения экономических отношений между Римом и Пекином. Но в кулуарах саммита говорят, что именно Китай должен присутствовать на втором саммите мира и реально может заставить Россию закончить войну в Украине. Об этом также говорят и украинские дипломаты, которые просят не называть их имена:
- Самое главное – вовлечь в глобальную игру и Китай. Мероприятие имеет средства влияния на Си и должно их применить, говорит украинский дипломат.
На пресс-брифинге руководитель Офиса президента Украины Андрей Ермак также затронул тему участия Китая в прекращении войны.
– Сегодня делегации Китая здесь нет. Но мы видим, что он внимательно следит за этим процессом и если наши принципы справедливого мира, территориальной целостности и ядерной безопасности совпадают – этот диалог будет. Мы открыты для того, чтобы присоединились такие мощные страны, как Китай и другие, - сказал Ермак.
Искали то, что объединяет
В общей сложности на первый Глобальный саммит было вынесено три из 10 пунктов Формулы мира для Украины Владимира Зеленского. Это ядерная энергетическая безопасность, продовольственная безопасность, обмен всех военнопленных и возвращение всех детей, которых Россия незаконно вывезла на свою территорию.
Именно они, по словам президента, объединяют все страны мира. Хотя многие государства до сих пор пытаются балансировать между Украиной и Россией.
- Поэтому мы отодвинули то, что может разъединять страны, и взяли всего три пункта, которые объединяют всех, - заявил Зеленский перед саммитом.
Это не значит, что Украина отказывается от других пунктов формулы мира. Официальный Киев неоднократно заявлял к саммиту и во время его проведения, что Украина ни в коем случае не будет уступать свою территорию, потому что это не условия для прекращения войны, а ультиматум Путина, чтобы получить паузу, передохнуть, а потом пойти дальше.
В воскресенье, 16 июня, около 150 журналистов собираются на итоговую пресс-конференцию мероприятия. Вопросы задают 15 из них, половина - из Украины.
Россия – оккупант, а Украина – жертва
- Кремль делал все, чтобы многие лидеры не доехали на саммит. Я благодарен за то, что вы показали свою принципиальность. Война – это неуважение к жизни людей, свободы, демократии, ценностей страны. И это Россия, она оккупант, а Украина жертва. Мы не начинали войну, мы ее не ведем на территории России, война идет на независимой территории Украины. Самый главный успех для Украины – окончание войны. Это даже не успех, а единственная возможность существования, – говорит Владимир Зеленский.
Под общим коммюнике саммита свои подписи поставили представители 78 стран (впоследствии документ подписали еще более десятка стран, - Gzeta.ua) Коммюнике открыто для остальных государств, даже не приехавших на саммит. Затем швейцарская сторона передаст документ представителям РФ.
В течение следующих месяцев рабочие группы разных стран будут работать над подготовкой ко второму Саммиту мира, где будут обсуждаться все пункты Формулы мира для Украины и могут подписать документ о завершении войны. На проведение столь важной встречи претендуют пять стран. Украинская власть стремится к тому, чтобы она состоялась в одном из государств так называемого Глобального юга. По словам министра иностранных дел Швейцарии Игнацио Кассиса, мероприятие планируют провести до президентских выборов в США. То есть, до ноября 2024 года. Представителей России тоже пригласят.
– Их присутствие там будет свидетельствовать, готова ли Москва к справедливому миру и фиксации реального окончания войны, – подытожил Владимир Зеленский.
Комментарии
1