После двух лет в тесной однокомнатной квартирке на столичном Харьковском шоссе 45-летняя луганчанка Алла Фролагина вместе с дочерью и племянницей перебралась в двухкомнатную хрущевку на ул. Академика Заболотного. В октябре хозяин однокомнатной на Харьковском за 14,5 "квадратов" с шкафом, кроватью и телефоном требовал $330.
Алла платит за телефон, воду и электричество. А квартплата осуществляется за счет владельца помещения. Комнаты и кухня на Заболотного больше, чем в предыдущей квартире, с новой мебелью — и на $50 дороже. Такие двухкомнатные квартиры на Теремках сдают по $450–500. Фролагина объясняет, что по знакомству жилье обходится дешевле. Эту квартиру ей посоветовала подруга Тамара Погребняк. Хозяин Андрей Иванович уже пенсионер. Ему пришлось перебраться в село ухаживать за старенькой мамой. Со временем вернется назад в Киев. Он хочет, чтобы квартира была в хорошем состоянии. Потому взял арендаторов-женщин.
Треть столичных квартир в аренду сдают после ремонта, с новой мебелью, стиральной-автоматом, микроволновкой, холодильником, телевизором и DVD-проигрывателем. В договор аренды вписывают их стоимость, которую квартиросъемщик должен оплатить в случае повреждения. С незнакомцев, которые снимают жилье по объявлению, плату берут по максимуму, еще и задаток за два месяца. Кто его знает, с кем имеешь дело. Если арендаторы затопят соседей, ремонт придется делать за собственные деньги.
64-летняя Анна Костенко из столичных Теремков молодых квартирантов из Одесчины выгнала через два месяца.
— Ко мне их соседка привела, — рассказывает. — Торгует на Демеевском рынке. Ребята покупали у нее хлеб, печенье. Завязался разговор. Приехали в Киев на работу, ищут жилье. Однокомнатная квартира сына стояла без дела. Я договорилась с ребятами, что они будут жить вдвоем, следить за порядком. Просила, чтобы в квартире не курили. Жильцы устроились на стройку. Получали зарплату 500 долларов.
Через месяц позвонили соседи: в вашей квартире ночью был дебош. Квартиранты первую получку обмывали, компанию привели. Дым коромыслом, на этаже бычков понабросали, бутылки валялись. Женщина хотела их предупредить, чтобы вели себя прилично. А они: "Че ты, мать, прицепилась? Мы же тебя платим". Соседей вообще посылали. Приехали сын с приятелем. Предупредили их, чтобы через месяц выселились. Хлопцы специально в квартире не убирали.
Руслан Грицюк, 25 лет, за жилье в Быковне, восточном предместье столицы, с нового года платит $250. Старая хата, но с санузлом, водонагревателем и металл опластиковы ми окнами. До метро пешком 5–7 мин., ближе, чем большинству жителей Лесного массива. Там однокомнатные сдают по $330–350.
— Один раз хозяйская собака зашлась лаем, аж с цепи срывается, — рассказывает Руслан. — Я вышел на двор, заглянул везде. Оказалось, той ночью соседей обворовали. Моих хозяев дома не было. Может, они и недополучают в оплате, зато добро цело.
В Быковне Руслан живет четыре года. Платит исправно. Первые хозяева рекомендовали его односельчанам. Главное, что с хозяевами сложились нормальные отношения, считает Руслан. Им уже за пятьдесят. А пожилым людям безопаснее с проверенными клиентами. Вот и сдают помещение дешевле.
Гостинку на проспекте Воссоединения (Дарницкий район) 53-летняя Людмила Калиниченко вместе с дочкой Юлией снимают два года. Ее владельцы — пенсионеры. Небедные, сами живут на Подоле. В 2006-м Людмила ежемесячно платила за жилье $150. Оплату повышали всего один раз.
— В декабре приехала наша хозяйка Лидия Васильевна, — говорит пани Людмила. — Якобы посмотреть, как у нас дела. Держалась немного напряженно. Я догадалась: никак не осмелится заговорить о квартплате. Сама и предложила: "Знаете, цены выросли. Мы можем платить на 50 долларов больше". Хозяйка сразу согласилась, хотя, видно, хотела назвать высшую цену. В тот же вечер мы рассчитались за следующий месяц.
Столбы на автобусной остановке возле гостинки Людмилы Калиниченко облеплены объявлениями: "Сниму однокомнатную за $350".
— Снимаю квартирку в Дарнице за 200 долларов, хотя теперь ее цена — все 400.
Еще $30–40 набегает за телефон, воду и электроэнергию — по счетчикам. Людмила и ее дочка переехали из Кировоградщины. Вместе зарабатывают $650 в месяц. И половину этой суммы отдавать за жилье для них многовато. В квартирке сделали косметический ремонт. Хозяева высчитали из аренды стоимость обоев и красок. На Новый год Людмила Калиниченко подарила хозяйке кофейный сервиз. Для поддержания добрых отношений.
Владельца квартиры в Японии одаривают
Студенты арендуют в японской столице Токио квартиры площадью 6 кв м без душа. Туалет на этаже. Цена — $400 в месяц. Комнаты на 14–16 кв. м — по $650–700. Жилье в 14–25 кв. м делят на две комнаты — кухню-гостиную и спальню. В последней не ставят двуспальных кроватей, потому что не останется места для шкафа. На ночь постель стелят на полу, а днем прячут в шкаф. Между комнатами — раздвижные двери. В таком жилище есть глубокие сидячие ванны, похожие на бочки. Жилье предлагают по $1000–1200.
—В действительности аренда обойдется значительно дороже, — заверяет аспирантка университета города Нагои Галина Тростянецкая, 29 лет. — Платят комиссионные риэлтору. Залог за два-три месяца на случай, если жилец что-нибудь испортит в квартире. Назад его не возвращают: хозяева всегда найдут, за что потребовать материальную компенсацию.
При заключении договора аренды владельцу квартиры делают подарок стоимостью в две-три месячные квартплаты. Арендатор оплачивает и освещение, и уборку придомовой территории. Галина снимала комнату стоимостью $770 в месяц. С учетом залога и подарка — $1000. Мебели в арендованном жилье не бывает. Договор аренды действует не дольше двух лет. После этого заключают новый по той же схеме.
Комментарии
1