Британское издание The Economist анализирует, почему контрнаступление Украины идет медленно. И как ситуация на фронте постепенно меняется в пользу украинцев. Редактор Джейми Деттмер в Politico объясняет, почему идет медленно украинское наступление, что происходит на поле боя, какие риски и перспективы войны. Gazeta.ua собирала мнения о том, как видят ситуацию на поле боя в западных СМИ.
"Медленное украинское контрнаступление"
Украина испробовала различные подходы в ходе контрнаступления, которое она начала 4 июня, и начинает выяснять, что работает, - пишет The Economist.
"В течение последних двух недель наблюдаем, как ситуация постепенно меняется в пользу Украины", - говорит Нико Ланге, эксперт по Украине на Мюнхенской конференции по безопасности. Судя по спутниковым снимкам, прогресс идет медленно. С ним соглашается сэр Лоуренс Фридман, британский военный стратег: "Они что-то делают, напрягают россиян".
Успешная стратегия, по словам Бена Барри, специалиста по сухопутным войнам из Международного института стратегических исследований, британского аналитического центра, представляет собой сочетание "глубокой битвы и ближнего боя".
Украина использует качественное преимущество в высокоточных артиллерийских снарядах для уничтожения российских батарей. Боеприпасы большей дальности поражают логистические и командные центры
Украина использует растущее качественное преимущество в высокоточных артиллерийских снарядах для уничтожения российских батарей. Боеприпасы большей дальности, такие как ракеты HIMARS и Storm Shadow, поражают логистические и командные центры. Доработанные ракеты С-200, обычно предназначенные для ПВО. Их использовали 12 августа для атаки на Керченский мост.
Ланге указывает на частичный успех Украины в районе села Урожайное в Донецкой области, где с помощью недавно полученных кассетных боеприпасов основной российский путь отхода превратился в смертоносный перевалочный пункт. Александр Ходаковский, командир российского батальона в Урожайном, жаловался, что не получает резервные войска для предотвращения нарастающей катастрофы. Это говорит, что российские силы в некоторых районах сейчас слишком потрепаны, чтобы обеспечить подкрепление.
Когда российские силы отвечают контратаками, говорит сэр Лоуренс, они часто выдыхаются. Российское наступление под Купянском, в котором основную тяжесть действий несут солдаты-зеки, до сих пор было исключением. Хотя украинские позиции удерживаются, российские бомбардировки причинили большие разрушения и привели к эвакуации гражданского населения 10 августа.
Тем временем, на двух южных направлениях, в направлении Мелитополя и Бердянска, продолжается шлифовка. Большая проблема - прорыв некоторых из наиболее сильно заминированных районов в истории войн. Министр обороны Алексей Резников заявил, что в некоторых частях фронта на квадратный метр приходится пять мин. Это основная причина, по словам Ланге, почему Украине приходится концентрироваться на узком фронте - у нее нет достаточно саперов или машин для разминирования, чтобы атаковать несколько точек вдоль линии фронта. 200 инженерных бригад ВСУ начали контрнаступление, имея около 30 военных в каждой. Но саперы, проводящие разминирование вручную, часто получают ранения или гибнут. В одной из недавно освобожденных саперных бригад осталось всего пять саперов.
Но ни одна армия в мире не сталкивалась с такой заминированной территорией как Украина со времен Второй мировой войны
Резников умоляет союзников дать оборудование для разминирования и провести обучение, но ни одна армия в мире не сталкивалась с такой проблемой со времен Второй мировой войны. Опыта и снаряжения мало. Силы НАТО научились обращаться с минами в Афганистане. Но масштабы в Украине, говорит Барри, напоминают битву при Эль-Аламейне 80 лет назад, когда немецкий генерал Эрвин Роммель заложил миллион мин. Британцам потребовалось десять дней, чтобы прорваться, имея огромное преимущество в артиллерии, контроль над небом и множество танков для разминирования, чего у Украины нет.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Контрнаступление можно будет оценить в конце года" – старший лейтенант Армии обороны Израиля
Украинские дальнобойные удары еще могут проложить путь к серьезному прорыву. Вскоре Германия может помочь с примерно 400 крылатыми ракетами TAURUS, которые будут угрожать большей части оккупированного Россией Крыма. Ланге говорит, что российские активы, такие как самоходные гаубицы и ударные вертолеты КА-52, уничтожаются "по частям". В начале войны у России было около 100 КА-52. Сейчас их осталось 25.
Россия делает ставку на удержание первой линии обороны. Если вторая и третья окажутся хрупкими, как подозревают некоторые эксперты, решающим может стать продавливание.
"Сцепите зубы и терпите"
Ожидания от контрнаступления Украины с самого начала были слишком высокими, пишет в Politico Джейми Деттмер.
Сейчас, когда оно приближается к своему третьему месяцу, без каких-либо признаков значительного прорыва, создается впечатление, что мы снова в тяжелом положении, в войне на истощение, которая рискует истощить терпение нетерпеливых союзников Киева, на что Кремль надеется.
Как отметил американский военный стратег Эдвард Латтвак: "Война в Украине вступила в период "сцепите зубы и терпите", поскольку она борется с большой страной, которая попыталась ее завоевать за неделю, но не смогла, и теперь пришла к затяжной войне".
Оптимисты считали, что контрнаступление повторит успех прошлой осени, когда Украина добилась ошеломляющего и быстрого успеха под Харьковом, когда российская оборона рухнула. Но Киев также несет определенную ответственность за оптимистичный прогноз быстрого прорыва.
На протяжении большей части весны, перед контрнаступлением, глава ГУР Кирилл Буданов в числе прочих слишком уверенно провозглашал перспективу, говоря о грядущем "решающем сражении". Буданов даже игнорировал просьбы МИД Украины смягчить прогнозы на успех.
Президент Зеленский изо всех сил старался удержать хитрый баланс, сохраняя возможность нанести решающий удар, чтобы укрепить доверие Запада, и обеспечить поступление оружия, а также умерить ожидания
Президент Владимир Зеленский изо всех сил старался удержать хитрый баланс, сохраняя возможность нанести решающий удар, чтобы укрепить доверие Запада, и обеспечить поступление техники и оружия, а также умерить ожидания. Однако о последней версии он упомянул слишком поздно, как и министр Резников, который в конце весны забеспокоился, что надежды "явно перегреты".
Их усилиям не способствовали американские генералы в отставке, рассказывая, что Украина вскоре сможет нацелиться на Крым.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Украинская армия давит на российские позиции. Будет прорыв" – британский подполковник
Еще одной причиной ошибочного оптимизма Киева было непонимание, что российская армия быстро учится на собственных ошибках и корректирует курс. Всего за несколько недель до начала контрнаступления Джек Уотлинг и Ник Рейнольдс, два самых вдумчивых военных аналитика этой войны из Королевского института объединенных вооружений RUSI, выступили с предупреждением о возможных сбоях наступления, подробно описав обучения России, отметив измененную базовую технику пехоты, тактику и улучшенное наведение артиллерии, что позволяет орудиям поражать украинские цели в течение нескольких минут после обнаружения.
Они также отметили другие изменения, в том числе "скорость, с которой российская пехота копает землю, и масштаб, с которым они улучшают свои боевые позиции". Тактика бронетехники России также менялась, поскольку они начали использовать танки для поддержки огневой мощи пехотных сил с безопасных расстояний, вместо того, чтобы накапливать их для неуклюжих шокирующих атак.
Россияне отступают с позиции, а затем насыщают ее огнем, как только украинские войска пытаются ее занять. Эта тактика, а также внушительные оборонительные рубежи, вот что тормозит Украину
Другая распространенная тактика, пишут авторы, "в том, что россияне отступают с позиции, на которую нападают, а затем насыщают ее огнем, как только украинские войска пытаются ее занять". Эта тактика, а также фаланга плотных и внушительных оборонительных рубежей, которые РФ разместила на юге, в центре контрнаступления, вот что сейчас тормозит Украину.
Украинским силам приходится бороться с наслоениями различных противопехотных и противотанковых мин в Запорожской и Донецкой областях, включая фугасы ПФМ-1, которые тысячами могут быть разбросаны минометами, вертолетами и самолетами, не взорвавшись, ударяясь о землю. Эти минные поля могут иметь глубину до 16 км и легко пополняются, когда вторгаются украинские саперы. По некоторым оценкам, заминированная территория Украины в два раза превышает площадь Португалии. Иногда там до полудюжины мин на квадратный метр.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Есть три сценария завершения войны в Украине" - Юрий Пойта
У Украины сейчас мало времени, чтобы спланировать прорыв российских оборонительных рубежей, глубина которых в некоторых местах составляет 30 км, а затем в полной мере воспользоваться любой серьезной брешью до того, как погода снова изменится через пару месяцев. Пока, после нескольких недель боев, они продвинулись лишь на несколько километров в ключевых местах. На первом этапе контрнаступления они понесли значительные потери в виде бронетехники, поставленной с Запада. Второй этап с использованием пехоты для поиска путей через рубежи пока также не увенчался значительным успехом.
Все, что смогла сделать Украина - продвинуться на дюйм вперед. Но, по словам фронтовиков, боевой дух остается высоким, в основном среди недавно развернутого и прошедшего обучение на Западе 10-го корпуса.
Первый план состоял в том, чтобы развернуть 10-ю дивизию только после того, как будут достигнуты основные оборонительные рубежи, но ее нужно было ввести раньше – это свидетельство ужасной и трудоемкой работы, с которой столкнулись украинские солдаты. Не удивительно, что многие из них недовольны жалобами Запада на их медленный прогресс.
У Украины не было иного выбора, кроме как отойти от стандартных западных инструкций по комбинированной тактике ведения боевых действий, поскольку ключевые элементы вооружения, необходимые для ее проведения, не были предоставлены Западом - самолеты F-16 и ракеты большой дальности.
Запад сковывал украинцев еще до того, как прозвучал стартовый выстрел, обучая воевать в стиле НАТО, но отказывая в необходимых для этого системах вооружения
Запад сковывал украинцев еще до того, как прозвучал стартовый выстрел, обучая их воевать в стиле НАТО, но отказывая им в необходимых для этой работы системах вооружения. Вдобавок ко всему, Запад всегда стремился к тому, чтобы Зеленский начал действовать. И союзники были разочарованы, когда он отложил контрнаступление с весны на лето, лоббируя увеличение западных поставок.
Итак, без явных признаков прорыва, похоже, пришло время вернуться к чертежной доске для следующего боевого сезона весной, на случай, если успех не придет в ближайшее время. В конце концов, пилоты, которые сейчас тренируются на F-16, не будут готовы до следующей весны. К тому времени американцы, возможно, преодолеют свое нежелание поставлять ракеты большей дальности.
Но если политические расчеты в этом году были трудными, поскольку приближаются президентские выборы в США, важно помнить, что в 2024 году они будут еще более обременительными, поскольку в разгаре жаркий и взрывоопасный сезон выборов в Белый дом, что, возможно, отвлечет внимание администрации Джо Бадена, и усложнит задачу добиться от Конгресса согласия по вопросам безопасности и экономической помощи. А они потребуются Украине.
Как отметил Луттвак, "Украине не нужно одерживать великую победу, чтобы выйти из войны независимой нацией, достаточно настойчивости". Вопрос никогда не стоял об упорстве Украины, однако к следующему году риски возрастут - хватит ли у Запада стойкости и воли к победе?
Вооруженные силы Украины сбили утром 17 августа вражеский вертолет "Аллигатор" в Запорожской области. Это второй российский Ка-52 за сутки.
Комментарии