Начинается вступительная кампания — горячая пора для университетов, академий и многочисленных филиалов украинских вузов, которых так много развелось на Полтавщине.
Температура в эту пору довольно высокая, ведь от работы в этот период зависят финансирование учебных заведений, штатная численность преподавателей и работников, возможности обеспечить развитие образовательной деятельности и, в конечном итоге, просто выжить в непростой демографической и экономической ситуации. А если учесть, что все высшие учебные заведения, в том числе государственные, не могут существовать без привлечения к обучению значительного количества контрактников, то между большими и малыми, известными и не очень университетами и академиями, филиалами и факультетами разворачивается настоящая рекламная война. Баталии в большей или меньшей степени длятся постоянно. Эта война, разворачивающаяся на страницах периодических изданий, радио и телевидении, имеет особенность — враждующие стороны не несут ощутимых потерь, "убитыми" и "ранеными" в ней становятся абитуриенты. Скажем, они, поверив рекламным "самый-самый", поступили в тот или иной вуз. Но вместо обучения у докторов и профессоров, о чем так красноречиво говорилось в рекламных материалах, имеют дело с ассистентами, а иногда с профессорами еще советского "издания", не с компьютерными технологиями образования, а с традиционным, к тому же плохо обеспеченным бумажными изданиями, учебным процессом. Как следствие — по окончании вуза стали не работниками "банков, органов государственного управления, налоговой администрации…", о чем так бойко рассказывали им на страницах рекламы, а кое-кем и на кое-каких предприятиях и ЧП, а зачастую и совсем не смогли найти работы.
Для того, чтобы абитуриенту-2010 удалось избежать такой судьбы, хочу дать ему несколько общих советов и рассказать о конкретных приемах рекламного обмана и черного пиара, к которым прибегают вузы с целью "принять в объятия" неопытного выпускника школы, колледжа или техникума. Первый. Все рекламные статьи и тому подобное об университетах и академиях издаются за их средства, и они "сами себе судьи" что касается того, что в этих материалах правда, полуправда, а то и ложь. А эти составляющие есть почти в каждом рекламном издании, хотя ложь обычно прячется за общими фразами. Типична, например, информация о количестве докторов наук, профессорах. В вузе, скажем, один-два преподавателя такого уровня, однако заявляется, что "в университете работают более 300 докторов, кандидатов наук, доцентов и профессоров". Поэтому если вы решили поступить, например, на направление "Международная экономика", спросите до поступления о кадровом составе соответствующей кафедры, поинтересуйтесь, есть ли такая кафедра в другом университете, и сравните данные.Выбирая университет, посетите его
Второй. Во всех рекламных продуктах полно информации о наличии сотен или тысяч компьютеров и о компьютерных технологиях обучения, хотя на самом деле в регионе есть только один такой вуз. Поэтому предварительно следует посетить университет, в который собираетесь поступать, и убедиться, соответствует ли действительности информация. А лучше всего об этом расскажут студенты вуза, с ними советую познакомиться. Третий. Рекламные продукты довольно часто извещают о наличии мест в учреждении, финансируемых из государственного бюджета. Но сколько таких мест, вы не узнаете, потому что на самом деле их три-пять, но и то далеко не на всех специальностях. Поэтому такая информация - "наживка" для абитуриента. Когда он подает документы в приемную комиссию, ему расскажут, что потом он сможет перевестись на "бюджет", чего, конечно, никогда не случится. Поэтому третий совет сводится к тому, что следует предварительно ознакомиться с сайтом Министерства образования и науки Украины "Высшие учебные заведения Украины", в котором найдете исчерпывающую информацию по этому вопросу. Скажу также, что МОН прекратило выделять бюджетные места на специальностях и направлениях, которые не соответствуют профилю вуза. Четвертый. Большинство университетов и академий региона, как и по Украине в целом, скрывают, что они в значительной степени потеряли предмет своей профильной образовательной деятельности и пооткрывали новые специальности и направления, по которым у них нет докторов наук, профессоров, научных школ, необходимых информационных и материально-технических средств. Поэтому советую абитуриентам, которые решили стать агрономами, педагогами, архитекторами или экономистами: убедитесь, что предложенная учреждением профессия подготовки соответствует профилю его образовательной деятельности. Пятый. Несмотря на то, что университеты и академии, филиалы и факультеты предоставляют разные материально-технические, кадровые, информационные, социальные и другие возможности для получения образования и приобретения профессии, стоимость обучения в них почти одинаковая, и до самого поступления сумму не разглашают. Все ожидают, пока один из наиболее авторитетных университетов заявит о стоимости обучения, а остальные после того, снизив эту сумму на 200–300 грн, объявляют, сколько стоит подготовка специалиста у них. Поэтому советую не ждать этой информации и не собирать ее со всех университетов. Везде цены высокие и практически одинаковые. Наконец, шестой. Выбирая университет, обязательно посетите его, посмотрите его компьютерные, мультимедийные и лекционные аудитории, книжную и электронную библиотеки, общежития, спортивный комплекс, социальные заведения, побывайте на кафедре по выбранной специальности и ознакомьтесь с ее преподавательским составом и научными трудами преподавателей. И не ограничьтесь этим. Зайдите также и в другие вузы, где есть выбранная вами специальность, и сравните то, что увидели. Выбирайте "свой университет" сознательно. Счастья и добра вам! Не теряйтесь на распутье лицемерной рекламы и черного пиара.
Комментарии