Офис Европейского института интеграции расположен на чердаке одного из домов на Андреевском спуске. Там же кабинет 44-летней народной депутатки-"нашеукраинки" Ксении Ляпиной. По крутой лестнице поднимается ее коллега по партии Наталия Прокопович, 50 лет.
— Подъем к вам показывает, как непросто интегрироваться в Европу, — шутит и целует Ляпину в щеку.
Ляпина просит сделать гостье кофе. Разговариваем о неожиданном заявлении ее однопартийца Юрия Еханурова о возможном выходе из "Нашей Украины" в случае, если в коалиционном соглашении не учтут его предложения относительно моратория на продажу земли, некоторых экономических законов, возвращения в течение двух лет вкладов Сбербанка и реформирования армии.
Почему свое заявление Ехануров сделал именно сейчас и в такой ультимативной форме?
— Такая эмоциональность — совсем не его стиль. Давать советы такому мощному человеку не стоит. Но мне кажется, что профессиональный стиль ему подходит больше, чем эмоциональные заявления. Относительно его предложений, — все они учтены и будут рассмотрены.
Почему Еханурова раньше не вовлекли в переговоры о подготовке коалиционного соглашения между БЮТ и НУ-НС?
— К программной группе мог присоединиться кто угодно. Но в это время он был в Днепропетровске и занимался вопросами штаба. К сожалению, Ехануров поздно высказал свои предложения. Но это все можно обсудить. Думаю, БЮТ не будет против. Девяносто процентов озвученного Ехануровым есть в соглашении. Например, Закон об акционерных обществах — это согласованная позиция. Изменения в Закон о госзакупках предусмотрены в пакете, который будем голосовать в парламенте. Есть в соглашении и снятие моратория на продажу земли. Просто там не поставлена дата.
А как вернуть вклады населения Сбербанка СССР за два года, о чем тоже сказал Ехануров?
— Я убеждена, что БЮТ вернет их без провоцирования инфляции. Но нужно четко сказать, что это должны быть механизмы так называемого связанного возвращения — не деньгами. Когда сами граждане подсказывают, что они хотят. Например, люди преклонных лет хотят страховку на лечение. А их дети требует жилье. И в том, и в другом виде — это связанное возвращение.
Как быть с обещанием ли дера БЮТ относительно перевода армии за два месяца на контрактную службу?
— Это вопрос очень дискуссионный. Мы хотим, чтобы показали расчеты. Вот Гриценко такие расчеты сделал и положил! Пусть так сделает и Тимошенко. Тогда и будет понятно, можно ли выполнить это обещание, или нет. Если нет, то переход состоится не с 2008 года, а с 2010-го.
То есть достигнутые договоренности между вашими блоками могут быть пересмотрены?
— Наверное, какие-то редакционные правки возможны. Но коренных изменений не будет.
Успехи Тимошенко в экономике были значительно скромнее, да и не всегда были
Несогласованности есть не только между блоками, но и внутри "Нашей Украины — Народной самообороны" — не все соглашаются с императивным мандатом.
— Эта дискуссия очень стара. Мы же блок, и мелкие партии всегда хотели больше свободы в принятии решений. А императивный мандат ее ограничивает. Я тоже не была его поклонницей. Но в настоящее время мы имеем избирательную систему, которая абсолютно не отвечает зрелости политической системы. Прошлый созыв Верховной Рады это доказал. Вот Сергей Головатый всегда выступал против императивного мандата. Выходил на трибуну и кричал: это правительство дерибанило, воровало, но я против императивного мандата! Это честная позиция. Тогда оставайся за пределами парламента. Но когда нужно было идти на выборы, то пошел с ворами. Это яркий пример — ведь разговоры о правах и свободах прикрывают фиговым листочком неприличное место нашей политики. Потому императивный мандат временно можно ввести, пока не поменяем избирательную систему.
Что может помешать Тимошенко стать премьер-министром?
— Только она сама. Все "нашеукраинцы" поддерживают коалицию с БЮТ. Юлия Владимировна должна приложить усилия, чтобы эта коалиция не распалась. Это облегчит ей путь. Здесь нужно занимать мудрую и взвешенную позицию.
Если это не произойдет?
— Тогда это будет политический крах, развал нашей коалиции. Мы не вступим в коалицию с Партией регионов и с коммунистами. Потому это будет гвоздь в правительство и гражданское понимание. И это будет на совести того, кто это сделал.
Кто был бы более эффективным премьером — Тимошенко или Ехануров?
— Юрий Иванович был одним из лучших премьеров за всю историю. Но граждане не оценили его экономические усилия. Наибольшим его провалом была не экономическая, а информационная политика. Он не смог донести людям информацию о своих успехах. Лучше это сделала Тимошенко, хотя ее успехи в экономике были значительно скромнее, да и не всегда были. Но она блестяще построила информационную политику. Рассказывала людям о своих намерениях. И они это оценили.
Комментарии
1