— Результаты оставляют желать лучшего, — говорит 63-летний Николай Сунгуровский, директор военных программ Центра Разумкова. — Но в той ситуации, в которой сейчас находится власть, сделать больше вряд ли можно. Ее действия по усилению сектора безопасности не являются достаточными и явно запоздали, в первую очередь, в кадровом вопросе. Мы постоянно отстаем вместо того, чтобы отслеживать и выявлять радикалов. Да, захватили их 20 или 23, но это капля в море. Самая главная задача сейчас — не уничтожение террористов, а отделение их от толпы и масс. С радикалами должны работать спецслужбы, а с массами — политики. Это должно быть скоординировано и сделано на опережение, а не как реакция. Кроме того, есть источники разглашения оперативных данных. А это к добру не приводит. Поэтому и имеем недостаточную результативность и опоздание в сроках.
Как тогда должно быть?
— Василий Крутов, который сейчас отвечает за эту АТО, ведет ее в меру своих возможностей. Местная милиция, на которую спецоперация должна была бы опереться, оказалась на стороне сепаратистов. Необходимы действия сразу по нескольким направлениям. Они должны быть согласованы по времени и выполнению. Первое: оперативное усиление кадрового состава. Командиры и начальники должны сразу отсеивать тех, кого подозревают в сотрудничестве с боевиками.
Второе: должны быть четко поставлены цели. В спецслужбах есть специальные подразделения, которые отвечают за выявление и изоляцию радикалов и отделение их от толпы. Дальше должна быть согласована операция, чтобы тем задурманенным людям объяснили, что плохо, а что хорошо. Плюс показать позитивные результаты, которые убедили бы их, что мы идем в правильном направлении. Тогда градус напряженности можно сбить. На Востоке происходит натуральный массовый психоз. Информационную истерию насаждает российская сторона и подогревают действия радикалов.
Третье: это работа с нашими внешними союзниками. Их санкции должны перейти болевой порог России, после которого она должна пойти на уступки.
Такое впечатление, будто спецподразделения, которые сейчас на Востоке, или саботируют, или недорабатывают.
— За четыре года правления Януковича силовой сектор в Украине был разрушен. Они работали не на то. Плюс там работала и продолжает работать российская агентура. Поэтому здесь очень срочно нужно провести кадровое обновление. Аваков (руководитель МВД. — "ГПУ") говорит, что сейчас они перебрасывают на восток спецподразделения с запада. Но этого нельзя сделать в массовом порядке. Например, если на Востоке две тысячи стражей порядка, то нельзя всех уволить, а на их место привезти из Львова. Или поменять местами. Тогда на Западе доведем до беспорядка, и что будем делать? Очень все сложно. При власти сейчас должны быть суперпрофессионалы и патриоты.
А есть ли позитивные достижения?
— Изолировали периметр. Все блокпосты вокруг Славянска контролируют украинские силовики. Они взяли город в кольцо. В Краматорске то же. Внутри городов еще сложно. Послали трех эсбэушников, их захватили. Просто слили. Но не удивлюсь, если до вечера Славянск и Краматорск начнут контролировать радикальные силы. Чтобы иметь позитивные результаты, должна быть инициатива снизу. Пока местные люди за это не возьмутся, дела не будет. Подаренной воли не бывает. Мы постоянно ставим в пример Швейцарию, что она такая свободная. Но там 700 лет шли непрерывные войны. Они свою свободу выгрызли из крови. Люди на Востоке должны понять, что они хозяева своей страны. Пока они живут по принципу "дайте нам какого-то диктатора, который придет и все наладит", ничего не будет. Эту инициативу нужно организовать кому-то из местных политиков. Среди людей есть добровольцы, которые хотят защищать свою землю. Это движение пошло по всей стране. На Востоке тоже есть, но там становятся и на сторону бандитов, и на сторону патриотов.
Комментарии