Бывший народный депутат 49-летний Тарас Стецькив назначает встречу в столичной гостинице "Украина". Это на площади Независимости. Снимает черную спортивную шапку и красно-серую лыжную куртку. Заказывает на баре зеленый чай.
— Возможности для выхода из кризиса у власти ежедневно уменьшаются, — говорит Тарас Стецькив. — А вот Майдан имеет широкое поле для маневра. Может наступать, расширять свое присутствие в регионах. Где возможно, брать под контроль администрации. Где невозможно — пикетировать. Распространять идеи Майдана дальше.
Каким должен быть первый шаг к выходу из кризиса?
— Возвращение к Конституции 2004 года. Если этого не случится, ситуация будет обостряться. Закончится чрезвычайным положением и гражданской войной. Если Януковичу сорвет крышу и он введет чрезвычайное положение, часть силовиков не выполнят приказ. Это будет началом падения режима. Пока что имеем двоевластие и неустойчивое равновесие: часть власти держит в руках Янукович, часть — люди на Майдане.
Как оппозиции воспользоваться этим?
— Должны дать гарантии защиты и не преследования депутатам и силовикам, которые перейдут на сторону Майдана.
Кто именно из власти уже готов отколоться?
—Это депутаты из группы Сергея Тигипко и часть людей Рината Ахметова. Майдан должен поджать эту ситуацию. Также и Запад. Не нужно крысу загонять в угол — дайте возможность убежать. Взамен на заявление об отставке и объявлении досрочных выборов.
Для Украины Запад должен сделать то, о чем еще в декабре сказали ведущие интеллектуалы мира: пообещать "план Маршалла". В 1940-х Европе, которая лежала в руинах, оказали финансовую и технологическую помощь. Это даст возможность избежать дефолта, выплатить долги, начать модернизацию страны. В свое время Польша получила такую поддержку Запада.
Как повлиять на наших олигархов?
— В частности и санкциями. Запад должен сказать: если хотите ходить в дорогих костюмах, приезжать в Европу и садиться за стол с порядочным обществом, должны отказать Януковичу в поддержке. Тогда не будет проверок на предмет происхождения денег, арестов недвижимости. Это станет платой за то, чтобы большая часть состояния осталась при них. Рассказывают, Ахметов сказал Януковичу: если введешь чрезвычайное положение, я не с тобой.
О чем свидетельствует поведение президента?
— Он, как загнанный зверь. Зажат между восставшим Майданом, Россией и финансовым коллапсом. Ведет себя, как любой человек с криминальным прошлым — лихорадочно ищет выход из ситуации и затягивает время. Думает, где-то нарисуется выход, в который проюркнет. Все переговоры и компромиссы Янукович рассматривает как тактический ход. Ищет, как обмануть или купить оппозицию должностями, деньгами. Загнал себя в ловушку. Наступит момент, когда не сможет двигаться. В таких условиях склонен действовать непрогнозируемо.
Что может сделать?
— Отдать приказ на силовую зачистку Майдана. Тогда все закончится кровавой развязкой с большим количеством жертв. Поэтому ищем реальные компромиссы на условиях восставшего Майдана. Они просты: освобождение всех заложников, возвращение Конституции 2004 года, формирование правительства народного доверия и досрочные парламентские и президентские выборы.
Стоит упрекнуть оппозицию за то, что до сих пор не было предметных переговоров с олигархами. Они не переходят на сторону народа только потому, что не знают правила игры в будущем государстве.
С ними должны говорить все три лидера?
— Лучше было бы, если бы за стол переговоров сел один лидер сопротивления. Человек, который заменит Януковича. Если для этого нужны европейские посредники, их должны пригласить. Если хотим победы, должны договориться с частью правящей элиты. Или нужно идти на вооруженный захват власти.
Вторая причина — амбиции. Лидеры оппозиции не могут определиться, кто будет президентом. Не доверяют друг другу.
Янукович хочет рассорить тройку?
— Через разных агентов влияния использует этот метод. Пробует купить лидеров оптом и в розницу. Януковичу выгодно, чтобы оппозиция существовала в том состоянии, как сейчас.
Пока что имеем ситуацию полувоенных действий. Она требует главного командира, реального исполкома, куда бы вошли все сознательные части Майдана.
Оппозиция может организовать это управление?
— Может. Но один из трех лидеров должен выйти на сцену и сказать: я готов взять на себя ответственность за Майдан и страну. Попросить поддержки. Тогда лидер должен двух других назначить своими заместителями и объявить состав исполнительного революционного комитета.
Главный вывод за два месяца: Майдан всегда шел впереди, а лидеры оппозиции плелись позади. Когда штурмовали Украинский дом, люди сами пошли, образовали живой коридор для силовиков. Не били их. То есть Майдан четко знает черту, которую нельзя переступать. Если бы Майдан имел надлежащее руководство, мы бы уже знали дату президентских выборов.
Но многие люди поддерживают силовиков. На избитых активистов говорят — так им и нужно.
— Мне сигналят активисты из Кировограда, Запорожья и Днепропетровска, что катастрофически не хватает информации: за что стоит Майдан, в чем суть противостояния на Грушевского. "Беркутовцы" не имеют представления, кого защищают. А нужно было поставить большой экран, проектор и показывать фильмы о "Межигорье".
О Днепропетровске говорят: большая часть не поддерживает власть и нейтрально относится к Майдану. Нужно сформировать несколько десятков выездных бригад. Нагрузить багажники литературой, листовкамии направить на восток Украины. Становиться прямо на базарах и раздавать.
Почему не говорите о Донецке, Луганске, Крыму?
— Я их не отбрасываю. Но в первую очередь нужно укрепить те бастионы, которые уже образовались.
В Донецке сейчас собираются 300–400 человек возле памятника Шевченко. Еще год назад такое было невозможно представить.
Почему до сих пор не убедили силовиков перейти на сторону народа?
— Ситуация в армии очень непростая. Есть много тайных сторонников оппозиции. Пока что связаны приказом. До тех пор, пока не будет лидера сопротивления.
Лидер может сам определиться? Кличко начинает самостоятельную активную деятельность.
— Может. Для этого Виталий должен принять решение. Покойный Вячеслав Черновол в подобной ситуации выходил и говорил, что берет все на себя. И он стал лидером. Если Кличко лидер, должен сделать так же.
Если у тех, кто хочет стать лидером, преобладает страх, должны уйти и освободить место для других. Майдан очень скоро поставит резкий вопрос: или руководите нами, или убирайтесь.
Майдан может стать радикальнее, если не будет лучшей организации?
— Такая опасность есть. Может дойти и до вооруженного противостояния.
Оппозицию ведет Майдан. А у власти есть какие-то козыри?
— Первый — возможность разделить оппозицию. Второй — власть надеется, чтоМайдан замерзнет и разойдется. Янукович хочет опереться и на Путина. Но тот начнет активно вмешиваться в украинские дела только после Олимпиады в Сочи (пройдет с 7 до 23 февраля 2014 года. —"ГПУ").
Какое сейчас влияние Кремля?
— На Майдане работают бригады российской ФСБ. Допускаю, что похищение и истязание людей — их рук дело. Так действовали на Кавказе. Россия может вмешаться определенными террористическими актами. Или дальше раздувать противостояние между Востоком и Западом страны. Ей выгодно кровавое обострение, потому что тогда получит возможность поставить на международном уровне вопрос о введении миротворческого контингента.
Что нужно будет сделать после победы Майдана?
— Сейчас интеллектуалы, которые поддерживают Майдан, дописывают план модернизации страны в всех сферах. Должен быть готов к началу марта и вручен новосформованому правительству. Второе: возвращение Конституции 2004 года возможно только как промежуточный вариант. Как только решится ситуация с властью, должны сразу начать писать новую Конституцию — интеллектуалы, моральные авторитеты, юристы, а не политики.
Каким будет новый проект "Украина"?
— Мы стоим на разломе цивилизаций. Если Украина осознает свою миссию, будет выступать координатором, модератором глобальных процессов Европы и мира.
Четыре раза избирался народным депутатом
Тарас Стецькив родился в Львове. Родители — ювелиры. По образованию историк. Закончил местный университет Ивана Франко. Работал учителем в школе-интернате. Впоследствии — преподавателем медучилища.
Четыре раза избирался народным депутатом. В 1993-м был советником премьер-министра Леонида Кучмы. Через восемь лет был среди организаторов акции "Украина без Кучмы". В 2004 году один из "полевых командиров" во время оранжевой революции. Был советником президента Виктора Ющенко.
Жена Галина имеет свой косметический салон в Киеве. Сын Арсен работает экспертом политико-правовых программ в центре Разумкова, дочь Наталия — психолог.
Любит кататься на лыжах и играть в футбол.
Комментарии