Офис Партии защитников Отечества нардепа -"нунсовца" 54-летнего Юрия Кармазина разместился в двух соединенных квартирах на столичном Крещатике. Юрий Анатольевич опаздывает на 15 минут. Его кабинет увешан полсотней икон. Некоторые стоят на полу. Меньшие - в шкафах, рядом с колокольчиками, сувенирами с изображением самого Кармазина. В углу - подсвечник.
Хозяин при нас переодевается в вышиванку. Рассказывает, что часто ночует в офисе. Держит здесь свежие рубашки, зубную пасту. Секретарша на высоких каблуках заносит грузинский коньяк "Оками", кофе, печенье, конфеты. Наливает по 50 г. Дальше Кармазин час рассказывает о воде и способах ее очистки. Еще полтора говорит об иконах, коллекциях старинных крестов и сабель. Детально останавливается на истории каждой. Беря в руки особо ценные предметы, крестится. Предлагает нам зажечь свечи. Напоследок долго молится. В начале третьего часа разговора переходим к политике.
Какие реформы нужны стране?
- В первую очередь моральная реформа. Обеспечить общественное спокойствие, снять корону и с власти, и с оппозиции, сесть за стол и начать диалог. Пока это не состоится, все реформы будут обречены.
Все, кто хотел называться реформатором, ими не стали. Кучма хотел - не стал, Ющенко - не стал. И Янукович не станет, потому что делает все только ради установления своей авторитарной власти. Это не реформирование, а разворовывание.
Какое может быть реформирование, если мы без выборов имеем изменение конфигурации в Верховной Раде? От Партии регионов было избрано 175 депутатов, сегодня вдруг уже 194. Под идеями Тимошенко в парламент попало 156 человек, осталось 100. В обществе господствует тотальная политическая коррупция. Это больное общество!
Я умоляю власть: не называйте то, что делаете, реформами. Все они идут со знаком "минус". Прошло четыре месяца от реформирования железнодорожного транспорта. Был прекрасный поезд "Черноморец". Вечером садишься в Киеве, утром - в Одессе. Ликвидировали. Чтобы пользовались их автобусами, гостиницами, их самолетами. Олигархическими. Которые в три-пять раз дороже европейских.
Взялись за реформу здравоохранения. В Конституции написано - существующая сеть заведений, я сам предложил этот пункт, не может быть сокращена. А сегодня закрывают больницы просто так. Или реформа сельского хозяйства. 24,3 миллиарда гривен выделяют на закупку китайской техники - хлама. Смерть украинскому селу обеспечена. Нашу землю заберут Америка, Китай, Израиль, другие. Они уже в очереди.
Юрий Кармазин резко встает, подходит к шкафу и берет колокольчик. Начинает звонить.
- Нравится? - смотрит в потолок. Колотит 3 минуты, потом берет другой. Звонит еще 5 минут. После этого продолжаем.
Граждане чуть ли не больше всего не доверяют правоохранительным органам и судам. Ваш парламентский комитет по вопросам правосудия имеет представление, как это изменить?
- О каких изменениях можно говорить, если с 2004 года гражданин Российской Федерации был главой Харьковского апелляционного суда (Михаил Бородин был главой Апелляционного суда Харькова до 2011 года, сейчас судья Апелляционного суда Харькова. - "ГПУ"). Когда я начал с этим бороться, он стал затыкать мне рот - с помощью судов. Предъявляет иск в своей же области, своим же подчиненным.
Судам и прокуратуре нужно реформирование назад. Забыть те новации, которые предложил Янукович. Он фактически уничтожил судебную вертикаль. Верховный суд полномочий не имеет. Конституционный - отстаивает интересы только президента. Раньше Рада могла назначать и увольнять генпрокурора. Теперь - увольняет президент. Генпрокурор стал зависим от Януковича.
Делаем реформу уголовно-процессуального законодательства. Глава соответствующего управления Администрации президента Андрей Портнов с трибуны заверяет, что это ничего не будет стоить, напротив, сэкономим. А потом - бац, Генпрокуратуре дополнительно нужны 174 миллиона гривен на полгода. Дополнительно ввести 1070 должностей. Вот так реформа! Правоохранительные органы я предлагал переименовать в "властеохранительные".
В каком состоянии сейчас судебная система?
- Низший уровень судей получил очень приличные зарплаты. Можно не брать никаких взяток. Но берут. Скажем, в высших судах цена вопроса не менее 50 тысяч долларов. Еще три года назад все было значительно дешевле.
Какие суммы были тогда?
- В два-пять раз меньшие.
За сколько времени реально все хотя бы вернуть назад?
- Хватит года. Нам, оппозиции, нужно конституционное большинство в парламенте. При нынешних условиях это нереально. Каждому провластному кандидату, даже рядовому, дали из бюджета от 20 миллионов гривен якобы на решение "проблем" в регионе. А в действительности - на финансирование своей предвыборной кампании в округе, как компенсация за отсутствие в списке.
Людям надо осознать, что ничего не решат 100 долларов, которые они получат на выборах. Сейчас в Украине строится наследственная монархия. Мариинский дворец в Киеве разрушается, а рядом строят четырехэтажную вертолетную площадку. Изменить это может только воля Януковича. И его можно заставить. Думаю, осенью народ будет готов. Все же видят цены на железнодорожные билеты, коммунальные платежи. Когда люди это осознают, на улицы элементарно выйдут 50 тысяч. Еще немного - будет 100. Тогда у Януковича будет единственный выход - применить свои вертолетные площадки в направлении заграницы.
Сейчас есть лидер, за которым бы пошли люди?
- В 2004-м был. На время оранжевой революции я сделал себя невыездным. Делал все для победы Ющенко. И что? Во времена Кучмы я был в президентском кабинете больше 20 раз. Как оппозиционер. С Януковичем ни один оппозиционер никогда связаться не мог и не может. У демократического Ющенко я не был в кабинете ни разу.
У нас есть кадры, которые могли бы грамотно провести необходимые реформы?
- Есть. Не хочу быть нескромным, но я - один из них.
Юрий Кармазин резко встает и выходит в коридор, где сидит секретарша. Показывает на четыре десятка папок с депутатскими запросами и поправками к законам. Берет одну, раскрывает.
- По четвертой части моих обращений к президенту он накладывает вето на законы. Слава богу, хоть читает! Члены его партии говорили: "Мы уже все решили, все обсудили", и вдруг - бах. И им вето. Вот, например, договоры о распределении продукции, когда говорили о континентальном шельфе. Лето прошлого года. Янукович в Крыму. А я сижу, пишу. Потратил три дня. Бах - вето. Или тот же Налоговый кодекс, где мои предложения были наполовину переписаны от имени президента и внесены. Есть эффективность?
Юрий Анатольевич достает из шкафа рушник, разворачивает и предлагает потрогать:
- Это из конопли. Сейчас таких уже нет.
- Когда мы услышали колокольчики, подумали, что уже конец интервью, - шепчет пресс-секретарь. - Он всегда в конце звонит.
"Я стал самым молодым прокурором в Союзе"
Юрий Кармазин родился в городе Звенигородка на Черкасчине. Закончил Одесский университет им. Мечникова по специальности юрист. Работал фотографом в Смилянском быткомбинате, помощником прокурора Центрального района Одессы, помощником прокурора Одесской области, прокурором Приморского района Одессы, судьей Одесского областного суда.
- Я стал самым молодым прокурором в Союзе - в 28 лет, - говорил в одном из интервью. - Многие считали, что меня кто-то "тянет". Кто меня мог тянуть? Мать - учительница физики и математики или отец - ветврач? После раскрытого мной первого страшного убийства один из бандитов сказал: "Мы тебя убьем". Потом я слышал много таких угроз.
На президентских выборах в 1999 году набрал 0,35 процента голосов и занял 10-е место среди 13 претендентов. Нардеп последних пяти созывов. В последний раз прошел под №58 блока "Наша Украина - Народная самооборона".
Женат. У него две дочери.
7
тысяч гривен заработной платы получает начинающий судья. Кто имеет выслугу, стаж, - больше 10 тысяч.
Комментарии
40