
Каждый здоровый мужчина должен иметь дома оружие
— После Иловайского "котла", захвата Новоазовска и открытого вхождения российских войск в Украину начался очередной этап войны с Москвой, — говорит полковник в отставке 56-летний Владимир Ларцев. — Нам рассказывают, что россияне воюют здесь добровольно, что оформили отпуска за свой счет. Но по законам России это — преступление.
Встречаемся в столичном ресторане "Флюгер". Ларцев заказывает кофе американо и торт "Наполеон". Сидим на летней террасе.
Какова цель Путина?
— Их три: тактическая, оперативная и стратегическая. Тактическая: сделать проход к Азовскому морю, захватив Мариуполь. Тогда на кораблях можно будет поставлять оружие, продовольствие.
Оперативная цель: соединить проход к Крыму с материковой частью. Полуостров сейчас в сложном положении. Хрущев был сильным хозяйственником и недаром присоединил Крым к Украине в 1954 году. Все коммуникации шли отсюда.
Стратегическое задание: продолжать диверсии в южных областях.
У Путина — комплекс относительно Украины. Он не смог "нагнуть" ее, сделать неоколониальным государством. А затем состоялся Майдан, появились кричалки с матерными словами, обзывание "карликом". Геополитические интересы смешались с личными.
Как далеко готов зайти российский президент?
— Хочет создать пояс из областей, которые называет Новороссией. Если этот план провалится, будут организовывать диверсии, провокации с территории Донбасса. Это дестабилизирует ситуацию в Украине, в первую очередь экономическую.
Другого выхода, чем воевать, у нас нет. Нужна милитаризация общества. Каждый здоровый мужчина должен иметь дома оружие.
За время войны на Донбассе армия пополнилась Нацгвардией, добровольческими батальонами. Этого мало?
— Да. Должна быть общая мобилизация, увеличение армии хотя бы вдвое — до 200 тысяч и создания резерва — еще тысяч 150. Самый быстрый вариант — перевести в вооруженные силы 50–60 тысяч милиционеров.
Генерал-лейтенант Петр Литвин, брат бывшего главы Верховной Рады, бросил своих военных на Донбасе. Как с такими поступать?
— Это вопрос кадровой политики Министерства обороны, СНБО. Там после отставки Парубия руководит человек, который работал во времена Януковича. В Кабмине таких — большинство. Система не меняется, мы до сих пор живем при олигархическом строе.
У нас есть чем воевать? Солдаты жалуются, что с автоматами приходится идти против танков.
— Не хватает противотанкового вооружения. Авиация не оснащена средствами противовоздушной обороны. Американцы пообещали предоставить. Но когда это будет? В понедельник сдали Луганский аэропорт. Значит, нас будут бомбить с воздуха. У боевиков появятся самолеты, якобы захваченные у украинских воздушных сил. Растет вероятность, что не сможем отвоевать Донбасс.
На какие уступки в таком случае придется пойти президенту Украины?
— Включить в переговоры руководство так называемых ДНР и ЛНР и затягивать время, чтобы нарастить военный потенциал. Для этого нужна эффективная экономика. А у нас доллар прыгает, промышленность падает, валовой внутренний продукт уменьшается. Деньги с Запада на время поддержат. Однако экономику нужно перестраивать на военный лад. Можно было бы национализировать имущество олигархов, которые не помогают в войне с Россией. Но у Порошенко нет политической воли сделать это. После побега Януковича мало что изменилось. Его ставленники остаются на высоких должностях.
При каких условиях президент может ввести военное положение?
— Его нужно будет вводить, если Путин захватит Мариуполь и будет двигаться в направлении Крыма. Тогда должен активизироваться и Запад. Наверное, предоставит нам новейшие противотанковые средства, противовоздушной обороны, беспилотники, высокоточное оружие.
Когда можно рассчитывать на такую помощь?
— Говорил с работником Совета нацбезопасности и обороны. Он сказал: в геополитическом противостоянии Америка ловит на крючок Россию. Ослабляет ее через санкции. На каком-то этапе, если Москва влезет в Украину еще глубже, — возможно, начнет помогать нам оружием.
Противоречия между США и Европой существенны?
— Первые занимают более жесткую позицию. Привыкли к мировому лидерству. Европа хочет дальше торговать с Россией.
Что можем уже сейчас делать, чтобы наша армия с каждым днем становилась сильнее?
— Проводить военные сборы гражданского населения. Чтобы люди знали, как стрелять из автоматов, что такое — мерзнуть в палатках, есть баланду. Готовиться к партизанской войне — если Путина совсем переклинит и он пойдет на Киев через Чернигов.
Это возможно?
— Ему выгодно расширить зону влияния как можно дальше за пределы Донбасса.
Как Путин будет использовать так называемую Новороссию?
— Ему нужна экономически слабая Украина. Чтобы во время переговоров с США и Европой поставить нам условие: никогда не вступать в НАТО и переписать Соглашение об ассоциации с ЕС, как это выгодно Москве.
Заместитель главы Администрации президента Валерий Чалый говорит, что дипломатические пути решения проблемы Донбасса еще не исчерпаны. Каким может быть компромисс, приемлемый для Порошенко, Путина, Украины?
— В Минске Порошенко сказал, что обеим сторонам нужно выйти из ситуации достойно. Чтобы интересы всех были учтены. Для Порошенко важно сохранить Соглашение об ассоциации с Евросоюзом в нынешнем виде. И чтобы Луганская и Донецкая области остались в составе нашего государства. Но сейчас это возможно только на условиях федерации.
Путин настаивает на признании "ДНР" и "ЛНР" в составе Украины на фактически конфедеративных принципах. А также, чтобы мы отказались от претензий на Крым. И чтобы это было прописано в каком-то документе.
Для Украины принципиально сохранить Донецкую и Луганскую области. Но сделать это на теперешних условиях будет очень сложно. Половина на половину, что будет федерация в выгодном для России формате.
Комментарии