"Как ушел с должности министра финансов, то друзья говорят, что начал лучше выглядеть, — улыбается лидер партии "Реформы и порядок" Виктор Пинзеник, 55 лет. — Семья всегда с облегчением вздыхает, когда я ухожу из правительства. Потому что они почти не видят меня дома".
Пинзеник в феврале этого года подал в отставку из-за несогласия с бюджетной политикой премьер-министра Юлии Тимошенко. Недавно начал преподавать в Банковском институте и Академии труда. В офис партии заходит редко. Однако на интервью приглашает именно туда. Садится спиной к большому фото. На нем — отображение в луже юноши с флагом "Так!". Рядом ни фото президента, ни премьера. О политике просит не говорить.
Как восприняли представленный правительством бюджет в следующем году?
— Как и предыдущий, он нереален. Более того, значительно более сложный. Бюджет — это главный финансовый план страны, который должен давать ответы, что имеем и куда двигаемся. Документ в этом году такие ответы не дает.
Бюджет 2009-го был завышен на 40 миллиардов гривен. За восемь месяцев недополучили 40 миллиардов гривен. А в следующем году план поступлений в общий фонд вырастет на 51 процент. Дыра еще увеличится! Недополученные доходы автоматически станут дефицитом в 155 миллиардов гривен. Каждая вторая гривня расходов бюджета не будет иметь источника поступления. Откуда их взять?
Одолжить?
— Можно, но если семья живет на зарплату 2 тысячи гривен и имеет обязательство по кредиту 4 тысячи, то будут одалживать до определенного времени. Страна не может одолжить такую сумму. Неоткуда. В проекте бюджета у нас уже есть обязательство относительно уплаты долгов на 22 миллиарда гривен — это лишь проценты. В шесть раз больше, чем в прошлом году. Это опасная дорога.
Если бы речь шла о плавном нарастании долгов, мы бы говорили только о долговом грузе. Но увеличение дефицита настолько большое, что здесь уже риски другого характера. Такие возникают, когда пытаются вовлечь Нацбанк в финансирование дефицита бюджета.
Тимошенко это сознательно делает?
— Есть вещи, которых невозможно избежать, став на путь дефицита и долга.
Правительство в следующем году планирует вдвое увеличить заимствование. Это может привести к дефолту?
— Страну ведут к дефолту. Но дефолт — не обреченность. Его можно избежать. Украина же переживала подобное в 1998–1999 годах. Тогдашняя трехкратная девальвация была вызвана долговыми обязательствами. В 2000-ом страна также стояла на пороге дефолта. Мы избежали его, приняв бездефицитный бюджет. Беспрецедентное для политической практики решение.
В этом году Украину взял на содержание
Международный валютный фонд. Но так
не может быть вечно
В настоящий момент реальный долг составляет 24 процента валового внутреннего продукта. Состоянием на июль — 218 миллиардов гривен. До конца года он может вырасти еще на 50 процентов. Мы стремительно наращиваем долги.
Когда правительство будет отдавать их?
— По краткосрочным заимствованиям рассчитывается уже. Долги нужно возвращать, потому что неотдача даже на внутреннем рынке — это дефолт.
Проблемы долгов откладываются на будущее, но не исчезают. В таких условиях не бывает дешевых кредитов. На открытом рынке одалживают под 23–24 процента годовых. То есть каждые 10 миллиардов стоят еще 2,5 миллиардов гривен. Только Международный валютный фонд и Мировой банк выделяют дешевые деньги. Но Валютный фонд никогда не даст 130 миллиардов, потому что это не благотворительная организация. А за включение печатного станка придется сразу платить инфляцией.
Сколько Нацбанк напечатал денег для потребностей нынешнего бюджета?
— 27 миллиардов гривен. Но эмиссия была не только по этому каналу. В первом полугодии наложились два процесса: отток депозитов и эмиссия. Напечатанные деньги не пошли в обращение, потому что люди положили их "под сукно". С другой стороны, Нацбанк изымал гривню через продажу валюты. Поэтому пока мы не почувствовали разрушительных последствий эмиссии. Но все имеет предел. Если у вас нет денег, то не имеете права их тратить. Раз нет денег, следует сказать людям правду и платить по мере того, что есть.
В Партии регионов посчитали, что каждый украинец из-за правительственных заимствований должен 18 тысяч гривен.
— Не знаю, как они считают, но это не так, — берет калькулятор. — 218 миллиардов гривен делим на 46 миллионов (население Украины. — "ГПУ"). Выходит 4700. До конца года будет почти вдвое больше. Но 18 тысяч никак не выходит.
Тимошенко говорит, что все идет к обвалу гривни и доведения экономики к коллапсу. Это даст повод ввести чрезвычайное положение и не проводить президентские выборы?
— Легко было бы давать ответ на этот вопрос при корректной политике Национального банка. Если бы е было проблем со спекулятивными вещами, я бы однозначно ответил, что все проблемы — в бюджете, а не в политике Нацбанка.
Возможно ли постановлением правительства принять госбюджет?
— Если забыть, что есть Конституция и закон, то возможно.
Что будет ждать Украину с бюджетом, который предлагает правительство?
— Украина недолго протянет. Два-три месяца пройдет, и придется совсем другой документ принимать. В этом году подобного не случилось только потому, что Украину взял на содержание Международный валютный фонд. Но так не может быть вечно. МВФ — инструмент временной поддержки стран, у которых возникают проблемы. В него же правительства всех стран вкладывают деньги. Украина должна выйти из сложной ситуации и вернуть деньги. Тем более, мы не принадлежим к самым бедным странам. По итогам этого года нас будет ВВП на душу населения 2,5 тысяч долларов.
Почему с такими проблемами в стране увеличивают финансирование на оздоровление милиции, депутатов, Секретариата президента, Государственного управления делами?
— Бесплатное оздоровление — это нонсенс, советский маразм. Я в Минфине в свое время говорил: ко мне за квартирами, путевками не ходите, я готов говорить о зарплате. А здесь 46 миллионов людей работают на то, чтобы 100 или 200 тысяч могли отдохнуть. Это та же оплата труда. Так же бесплатная квартира — все общество работает, чтобы сделать кому-то подарок.
Тогда за год в Министерстве финансов мы сэкономили 149,5 миллионов гривен расходов на собственное содержание. В настоящий момент я не думаю, что мог бы об этом с ними (подчиненными. — "ГПУ") говорить, глядя, как налево и направо идут миллиарды.
Если БЮТ и "Регионы" договорятся о принятии бюджета, вы будете влиять на своих депутатов из партии "Реформы и порядок"?
— Я выразил свою позицию по бюджету, — повторяет несколько раз.
Вас часто видят в Секретариате президента. Вам предложили должность?
— А когда меня кто-то видел там? Возможно, где-то полгода назад. Мне делали предложение, но я отказался. Не хочу в настоящий момент быть на госслужбе.
А после президентских выборов?
— Я никогда не отказывался от профессиональной работы и не отказался бы и сечас. Но пока новая власть не сформирована, нет смысла говорить о чем-то.
Пинзеник работал в шести правительствах
Виктор Пинзеник является одним из тех, кто проработал больше всего в разных правительствах. В 1992-ом был министром экономики при премьер-министре Леониде Кучме. С 1994 по 1996-й работал первым вице-премьером и вице-премьером в правительствах Виталия Масола, Евгения Марчука и Павла Лазаренко. Позже — министр финансов в Кабминах Юрия Еханурова и Юлии Тимошенко.
Пинзеник не жалеет, что пошел из правительства Тимошенко. Говорит, преподавательская работа и общение со студентами приносят ему удовольствие. Двойки никогда не ставит. Бывшие его студенты рассказывают, что за отличную учебу одному из них он подарил фотоаппарат.
От первого брака у Пинзеника двое дочек. С теперешней женой познакомился, когда преподавал экономику во Львовском университете. Мария была студенткой, младшей на 15 лет. Они обручились в 1993-ем. В этот же год родился сын Владимир. А в позапрошлом году — Виталий.
— Мы всегда старшего брали в сумку и — поехали, — вспоминает Виктор Михайлович. — Ребенку было пять недель, когда он осуществил первое путешествие на " таврии" из Киева в Закарпатье. Оба ребята в первый раз побывали за рубежом в 2 года. И когда ехал младший, то старший сказал: "Обязательно завезите Виталика на пиво, туда, где я был". Он когда-то сфотографировался в польском баре с кружкой.
Комментарии
17