С начала прошлой недели активисты евромайдана во Львове друг за другом начали получать повестки на допрос в прокуратуру. Их обвиняют в разжигании межнациональной вражды и противодействии стражам порядка.
Первым задержали фотографа 33-летнего Олега Панаса. 9 декабря стражи порядка в гражданском скрутили его посреди улицы в центре города и сразу отвезли в Киев. Обвиняют по пяти статьям: преднамеренное уничтожение имущества, массовые беспорядки, захват государственных зданий, сопротивление представителям власти и правоохранительным органам, угроза или насилие относительно работников правоохранительных органов. Более сотни львовян, а также мэр Андрей Садовой написали заявления, что готовы взять Олега на поруки, если его отпустят под залог. Но фотографа взяли под стражу на 60 суток.
— Настоящая причина задержания Панаса — его профессиональная деятельность. Он зафиксировал, как "Беркут" бил митингующих студентов 30 ноября. Фотографии Олега разошлись по мировым информагентствам. Его арест — это месть за обнародование фотодокументов преступлений подразделений МВД, — говорит один из знакомых Панаса 23-летний Андрей.
Затем повестку получил 23-летний Василий Молдаван, координатор львовского майдана. Его вызвали как свидетеля по делу о разжигании межнациональной вражды со сцены.
— Говорили, как будто имеют заявление какого-то анонима. Где сказано, что со сцены 8 декабря раздавались призывы, которые могли разжечь вражду. Заявления никто не показал. По этому же факту вызвали главу пресс-службы площади Отара Довженко, активиста Андрея Поробко, народного депутата Ирину Сех и директора музея "Территория террора" Тараса Чолия. Всех допрашивали по полтора часа. Разговор был корректным, но в сущности непонятным — за что и чего хотят. Сейчас жду повестку по делу перекрытия дороги в Гамалиевке, — говорит Молдаван.
26 ноября по трассе Киев — Чоп на столичный Евромайдан ехала колонна автобусов. Возле села Гамалиевка в Пустомытовском районе ее остановили работники ГАИ. У водителей несколько часов проверяли документы. Пассажиры перекрыли дорогу. Активистам майдана приходят повестки, как будто они умышленно заблокировали движение транспорта.
— Гаишники забирали документы у водителей несколько раз. У автобуса кто-то открутил номерные знаки. Люди хотели повлиять на ситуацию, перекрыли трассу. Когда я приехал, дорога уже была перегорожена. Обвинения, которые мне выдвигают, очень странные. Я пытался урегулировать конфликт, — рассказывает 25-летний Андрей Шевцив, начальник управления внутренней политики Львовского горсовета. Его обвиняют в организации блокировки. В пятницу по его делу состоялось первое судебное заседание.
— Все эти вызовы в прокуратуру касаются меня лично. Я со сцены говорила, что нужно бойкотировать товары компаний, которые принадлежат "регионалам", что нужен импичмент президенту и отставка правительства. Призывала к забастовке, — говорит 42-летняя Ирина Сех. Она фигурирует по делу как свидетель. — Это межпартийная вражда, а не межнациональная или расовая.
Комментарии