- Знаете, почему оборонный бюджет разворовали на сотни миллионов гривен? Потому что государственная машина выстроена так, что никто во власти не несет ответственности за это мародерство. Почитайте законодательство об Укроборонпроме. Имуществом и деньгами распоряжается Кабмин, кадровая политика — в руках президента. Я спрашиваю у Кабмина - вы как контролируете использование бюджетных средств? А там не понимают, что они виноваты так же, как те, кто разворовывал. Надо менять систему управления. Проводить шоковую терапию, иначе развалимся по частям, — говорит кандидат в президенты 53-летний Роман Безсмертный.
На столе перед ним — проект Конституционного акта на 74 страницы. Полгода тому назад инициировал написание документа. Рабочую группу по подготовке возглавил конституционалист Владимир Шаповал.
Некоторые кандидаты в президенты предлагают и уже создали проекты новой Конституции. Вы же подготовили Конституционный акт. Что это за документ?
— Конституция, по которой живет Украина, нелегитимна. Вспомните, как за нее голосовали в последней редакции. Это был бурный день 22 февраля 2014 года (называют днем свержения режима Януковича, который накануне сбежал из страны. Верховная Рада постановлением возобновила действие Конституции 2004 года. — ГПУ). В зале — чуть больше 200 депутатов, а проголосовали 325. Если сейчас кто-то обратится в Конституционный суд, страна окажется в неприятной ситуации. Основной закон должен быть принят легитимным способом. А до того — нужен переходный документ.
В Конституционном акте прописаны правила организации государства в переходный период. Позволяет разработать и ввести новую Конституцию. Его задача — перезапустить государственный организм. Потому что он на грани распада. Каждый институт, каждая часть этого организма настолько пострадала от болезни, что без реанимации не обойтись.
Конституционный акт определяет, что на время его действия президент становится главой исполнительной власти — назначает премьера и министров. Что-то вроде узурпации власти.
— Это не так. Речь идет о единстве исполнительной власти. Сегодня в стране существует два правительства: одно на Грушевского (на этой улице расположен Кабинет министров. — ГПУ), второй — на Банковой (там работает Администрация президента. — ГПУ). И получается, как в ситуации с Укроборонпромом — кивают друг на друга. А ответственного за преступление нет. Пора заканчивать с этой "двуглавостью", она угрожает украинской государственности.
На время переходного периода президент должен взять на себя всю ответственность и привести страну к новой модели.
Общество воспримет такую модель?
— Для этого существует элита. По большому счету обществу не надо до последней запятой вникать в текст Конституционного акта. Общество должно заказывать политику. Оно говорит — хотим жить счастливо в богатой стране. Задача лидеров нации — сформулировать ответы.
Трудно представить истеблишмент, который будет объяснять это людям.
— Украинская элита сегодня мелкая. Находится в полуспящем состоянии. Тем важнее его будить, толкать, подгонять такими документами, как Конституционный акт. Если этого не делать, Майдан будет подгонять. У нас выбор небольшой — или мы каждые десять лет будем шевелить элиту через Майдан, или путем принятия таких документов объяснять что, когда, кому и как делать. Это своеобразный мотиватор.
Но украинцы лучше реагируют на обещания политиков о снижении тарифов и повышении пенсий. Говорите, общество должно заказывать политику. А человек не понимает, что это ему даст.
— Тарифные и пенсионные обещания кандидатов — это паразитирование на бедности и невежестве людей. Разве вам, украинцы, не понятно, что такие обещания невозможно выполнить? Они не дают ответа на вопрос, как побороть бедность. И потом пять лет придется расплачиваться за то, что поверили в эту ложь. А политики, которые ее озвучивают, бросают людям этот примитив, как пластмассовую кость для собаки. Это игра на эмоциях, а не на разуме.
Нам надо менять все на уровне фундамента. Переосновывать государство. Что получит от этого человек? А вы откройте действующую Конституцию: лишь четвертая часть касается человека, все остальное - об органах власти. Человек выживает, а государственные институты занимаются самообеспечением. Наша задача - организовать власть под нужды человека.
Конституционный акт - мостик к основному закону с человеческим лицом. Он станет фундаментом для построения иной модели исполнительной власти, другого парламентаризма, другого местного самоуправления.
Каким вы видите этот переходный период и готовы ли стать переходным президентом для Украины?
— Верховная Рада должна принять Конституционный акт. Далее парламент совместно с президентом образуют Конституционную комиссию по подготовке нового Основного закона. Важна совместная работа в треугольнике "парламент — президент — общественность". Проект новой Конституции должен пройти общественное обсуждение в течение полугода. После этого Рада принимает Конституцию, а окончательно документ утверждается на Всеукраинском референдуме.
Роль президента сверхважная, потому что он должен организовать процесс и вести за собой общество. Я готов брать на себя эту ответственность. Хотите называть главу государства на это время "переходным" президентом — пожалуйста.
По той процедуре, которую вы описали, возникает сомнение, что нынешний парламент и даже следующий примет Конституционный акт. Как убедить депутатов?
— Есть два способа. Первый — это пряник. Второй — кнут. Третьего мир не придумал. Поэтому либо это будет сделано, либо мы и в дальнейшем будем разваливаться по частям.
Расскажу, как готовилась Конституция 1996 года. Я тогда был молодым депутатом и участвовал в ее разработке.
С ноября 1995-го в парламенте был проект Конституции. Но над ним не работали. В феврале следующего года по инициативе академика Игоря Юхновского, без соответствующего решения Совета, была создана рабочая группа. Она не имела никакого статуса. В нее входили Вячеслав Чорновил, Виктор Мусияка, Вадим Гетьман, Александр Лавринович, я и другие депутаты. Мы горько работали. И уже на конец мая вышли на готовый документ. Когда в Верховной Раде дошло дело до того, что нужно принимать Основной закон, именно этот проект стал определяющим. Вот почему так важно проявлять инициативу, даже если шансы кажутся призрачными.
Я уверен, что Конституционный акт будет принят. Потому что это единственный правильный путь к новой Конституции и переустройству государства, главной ценностью которого станет человек.
Председателем рабочей группы по написанию Конституционного акта вы избрали Владимира Шаповала. Почему именно его?
— Это один из лучших украинских конституционалистов. Он хорошо знает правовую материю и глубоко понимает весь процесс. Наши с Владимиром Николаевичем взгляды на институциональное построение государства совпадают почти на сто процентов.
Комментарии