- За две недели Янукович пережил несколько нервных срывов, - считает столичный психолог Валентина Домская, 50 лет. Она проанализировала поведение экс-президента Виктора Януковича во время его пресс-конференции 11 марта в российском Ростове-на-Дону.
- Заходя в зал, Янукович делает 13 шагов от дверей к трибуне, - говорит Валентина Ивановна. - Идет неуверенно, дрожат колени, стресс и перенапряжение сковывают его движения. Шаги неравномерные - то большие, то маленькие.
Перед речью прокашливается. Так обычно делают люди, которые не готовы говорить правду или им есть что скрывать. Перед выступлением выдерживает паузу 10 секунд. Глазами бегает по залу, тяжело глотает. Что-то пошло не по плану. Он говорит не то, что хотел сказать раньше.
Не пытается, как во время предыдущей встречи с прессой, вызвать сожаление к себе. Но по сравнению с Януковичем, которого мы видели почти две недели тому назад, сегодняшний выглядит похудевшим. Лицо отекшее, появились мешки под глазами. Человек или серьезно налегает на алкоголь, или это результат употребления сильных антибиотиков.
С текстом речи плохо знаком, потому что читает ее, почти не отводя глаз. Даже о собственном самочувствии зачитывает с листа. Человек находится под давлением, связан по рукам и ногам. Об очках вспоминает через минуту после начала речи. Его волнение выдает топтание, движение корпусом вправо-влево и дрожание в локтях.
У Януковича напряжены ноздри. Дышит тяжело. Переживает такой стресс, что раз за разом облизывает губы. Вероятно в этот момент у него поднялась температура и усилилось потоотделение. Несколько раз повторяют, что жив. Так делают люди, которые боятся за свою жизнь.
Вместе с властью он утратил смысл жизни. Потому что для такого типа человека власть - это воздух. Точно употребляет антидепрессанты. Сам не верит в то, что говорит. Понимает, что вернуть время не сможет. В глазах - страх и отчаяние. Мне приходилось говорить с людьми, которые однажды теряли что-то очень дорогое им: родных, бизнес, деньги, статус, жилье. Взгляд у экс-президента подобный. На зрителей смотрели глаза беспризорного. Уже нет той уверенности и нахальства, которые он излучал во время подписания соглашения с оппозицией и последней пресс-конференции в феврале. Хотя человек продолжает заниматься самовнушением.
Жалеет, что все потерял. Готов вернуть это любой ценой. Чувствует себя незащищенным, потому что оглядывается вокруг. Идет от трибуны сгорбленный и сутулый, но с чувством выполненного долга.
Комментарии