Бывший премьер-министр Украины Павел Лазаренко, 54 года, считает, что самым первым заданием власти в Украине является изменение Закона о Кабмине и установление баланса власти между ее ветвями.
Если Апелляционный суд примет решение в вашу пользу, какими будут ваши дальнейшие шаги относительно возвращения в Украину?
— Я практически не сомневаюсь, что решение суда будет для меня положительным. И сразу же после выполнения всех связанных с оформлением документов технических процедур вылечу в Украину. Правда, пока что невозможно сказать, когда завершится рассмотрение моего дела. Американские апелляционные суды сначала рассматривают письменные аргументы сторон. Сейчас эта стадия заканчивается. Надеюсь, в ближайшее время будет назначена дата слушания устных аргументов.
В случае возвращения будете участвовать в политической деятельности?
— В настоящее время я являюсь депутатом Днепропетровского облсовета, лидером одной из самых многочисленных его фракций. А это уже означает мое присутствие в украинской политике, пусть и на региональном уровне.
Главным своим заданием на ближайшие годы считаю возвращение "Громаде" статуса парламентской партии.
Не создается ли впечатление, что политический пирог в Украине за время вашего отсутствия надежно поделен и вклиниться в этот процесс очень трудно?
— Успех Блока Литвина на досрочных парламентских выборах как раз и доказывает, что украинский избиратель хочет видеть новые лица во власти, нуждается в новых идеях. Не имея даже четких и ясных программных принципов, эта политическая сила смогла заполнить собой тот политический вакуум, который сложился в результате противостояния Партии регионов и "оранжевых" сил. Думаю, при условии полноценного участия "Громады" во внеочередных выборах мы имели бы приблизительно равные с Блоком Литвина шансы. Более того — в отличие от этой политической силы у нас есть четкая и понятная для избирателя объединительная идеология.
Но Центральная избирательная комиссия не дала мне возможности баллотироваться в Верховную Раду во главе избирательного списка "Громады". А участие в выборах партии без лидера — это то же самое, что выступление футбольной команды, в которой годами не было тренера.
Трудно ли вам как человеку, который не был в Украине восемь лет, понять нынешние политические процессы в ней? Что больше всего удивляет, не нравится или нравится?
— Я никогда не терял связи с Украиной. Ежедневно получаю десятки писем от жителей Днепропетровщины, трудовых коллективов. Часто приходится отсюда решать вопросы, касающиеся жизнедеятельности предприятий и учреждений области, даже личные вопросы наших избирателей.
Приятнее всего то, что после прошлых президентских выборов и оранжевой революции 2004 года наш народ изменился. Он доказал свою преданность ценностям свободного демократического общества. В Украине теперь невозможно появление силы, которая вынудила бы нас вернуться к тоталитаризму. А относительно проблем, то в первую очередь это искусственный раскол государства, ставший следствием нескольких последних выборов.
Как преодолеть этот раскол?
— Я вижу два пути. Первый — это взаимное проникновение идеологий. Ведущие политические силы должны отказаться от лозунгов, провоцирующих разногласия в государстве.
Ежедневно получаю десятки писем от жителей Днепропетровщины
Второй путь — формирование в обществе третьей силы. Украине крайне необходима мощная политическая партия, которая опиралась бы на объединительную идеологию, поднимала бы на щит общие для всех регионов Украины проблемы. В частности, это становление и развитие мощного среднего класса, экономическая самодостаточность регионов. В конечном итоге, объединение вокруг принципа "единство в разнообразии", который является основополагающим для Европейского Союза.
Как считаете, были ли обоснованными досрочные парламентские выборы в Украине?
— Причиной их стал массовый переход депутатов из одной фракции в другую по сугубо меркантильным соображениям. Проще говоря, в парламенте была совершена попытка ревизии волеизъявления граждан. Поэтому смысл в досрочных выборах был даже тогда, если бы по их итогам расстановка парламентских сил абсолютно не изменилась бы. Ведь президент Виктор Ющенко руководствовался целью не смены исполнительной власти, а очистки высшего законодательного органа от коррупции и измены.
Впрочем, расстановка политических сил в Верховной Раде все-таки изменится. И все же главный вывод из всего этого таков: ответственность за измену неизбежна!
Как оцениваете результат Юлии Тимошенко на прошлых выборах и ее политический успех вообще? В чем секрет такого стремительного ее взлета?
— Почему-то многие называют полученный Блоком Юлии Тимошенко результат неожиданным и даже сенсационным. Но какая еще политическая сила может похвастаться такой последовательностью, как БЮТ? Вторая причина — конечно, это харизма самой Юлии Тимошенко. В нынешней Украине нет политика, который умел бы так убеждать избирателя, как она. Большинство достигают успеха за счет ошибок и просчетов оппонента. А Юлия Владимировна умело избегает ошибок. По крайней мере, в публичной политической деятельности.
Что думаете о ее предвыборных обещаниях?
— Возможно, многим обещания перевести уже в 2008 году армию на контрактную основу или за два года выплатить людям обесцененные сбережения кажутся фантастическими. Но тут основная проблема не в обещаниях, а в механизме их реализации. Например, в вопросе вкладов Сбербанка я вижу десятка два путей эффективного решения этой проблемы без существенной нагрузки на государственный бюджет. Это и товарные компенсации, и оформления долгов Сбербанка путем выпуска депозитных сертификатов со средневзвешенной ставкой. В конечном итоге, в БЮТ хватает квалифицированных экономистов. Они вряд ли поднимали бы на предвыборные щиты лозунги, реализация которых невозможна.
Но в настоящее время перед новой исполнительной властью, прежде всего, будет стоять не вопрос выполнения предвыборных обещаний БЮТ, "Нашей Украины — Народной самообороны" или других политических сил. Прежде всего, нужно преодолеть негативные процессы, появившиеся в государстве из-за неподготовленности законодательной базы и самой власти к новациям политреформы. Приоритетом является немедленное принятие законопроектов, которые восстановили бы баланс во властных полномочиях между правительством и президентом. В первую очередь это касается изменений к Закону о Кабинете Министров Украины. А уже потом можно говорить о каких-либо серьезных и долговременных перспективах работы нового правительства. Не удастся достичь этого баланса во власти — Украину ждет перспектива жизни со временным правительством и неизбежность новых досрочных выборов.
Какой вам видится нынешняя экономическая ситуация в Украине?
— Если в магазинах ценники на товарах меняются дважды в день, стоимость бензина растет ежечасно, а правительство и до сих пор не согласовало цены, по которым Украина в следующем году будет покупать энергоносители, — такую ситуацию стабильной не назовешь. Прибавьте сюда еще проблему с госбюджетом на 2008 год. Сейчас некоторые горячие головы предлагают принять подготовленный нынешним Кабмином проект. Но как можно принимать бюджет, если до сих пор неизвестна стоимость энергоносителей? А это ведь база для всех бюджетных расчетов! У меня уже давно создалось впечатление, что большинство украинских правительственных команд в последние годы объединяет одно — вопиющие непрофессионализм и безответственность!
Вот был ли кто-нибудь наказан за то, что во Львовской области несколько дней горели цистерны с желтым фосфором, отравляя все вокруг? Никто! Но факт нарушения норм перевозки этого опасного груза по железной дороге очевиден. Кто-нибудь был наказан за взрыв газа в Днепропетровске? Кто-нибудь ответил за аварии в Керченском проливе? Скорее всего, никто не будет наказан и за взрыв метана на шахте имени Засядько. Виновных не найдется или же опять укажут на какого-нибудь инженера по технике безопасности! При такой безответственности о стабильности нечего и говорить.
Комментарии