— О, уже выставили мусоропровод, — говорит в субботу утром столичный таксист синего "Шевроле Авео". Кивает в сторону двух милиционеров, которые стоят на тротуаре. Такие патрули через каждых 50 м на подъездах в Верховную Раду. Здесь должна пройти инаугурация президента Петра Порошенко.
За 2 часа до начала церемонии территорию возле здания парламента обходят работники Госохраны в камуфляже с черным лабрадором. Собака обнюхивает большое полотно с трезубом посередине. Четверо эмчаэсников на газонах ищут мины.
— Сегодня будет очень много гостей, поэтому вас внутрь не пустят, — говорит журналистам руководитель пресс-службы парламента Виктория Шведова, 46 лет.
— Уже живем по-новому, — смеются те.
Четыре уборщицы снимают клеенку с красной дорожки. Одна пылесосит. Еще три метут ее щетками.
Возле дорожки выстраиваются восемь солдат из почетного караула. В 10.05 подъезжает черный "Мерседес". Выходит 48-летний Петр Порошенко. Идет к двери. Военный 20-летний Александр Сикало качается, выпускает из рук ружье, оно падает на колени. Александра подхватывает другой солдат. Отводит в сторону.
— Перед Януковичем двери закрылись, и мы видели, что с ним было, — говорит кто-то из журналистов. — Порошенко это тоже знак.
Включают звуковую трансляцию торжественного заседания. Его слышно на улице. Спикер Александр Турчинов объявляет собравшихся в сессионном зале. Приглашает Порошенко на трибуну. Тот присягает на верность украинскому народу. Садится в президентское кресло и подписывает текст присяги. Глава Центральной избирательной комиссии Михаил Охендовский вручает Порошенко удостоверение президента. А председатель Конституционного суда Юрий Баулин — знак президента, гербовую печать и булаву. Хор поет "Молитву за Украину".
— Слава Украине! — выкрикивает Порошенко.
—Героям слава! — отзывается зал.
— Мы должны держать порох сухим, — говорит президент. Обводит зал глазами. — Армия и ее перевооружение должны стать нашим главнейшим приоритетом.
Присутствующие минуту аплодируют. Турчинов закрывает заседание. Поют гимн. Порошенко выходит на улицу. Следом идет президент Беларуси 59-летний Александр Лукашенко вместе с младшим сыном.
— Украина должна договорится со всеми, и с Россией тоже, — говорит. — Главное, чтобы украинцы, мои родные люди, выкарабкались из этой ситуации.
— Так, а Крым украинский? — спрашивают его.
— Сейчас не время и не место обсуждать эти проблемы, —говорит Лукашенко. — Езжайте в Крым и договаривайтесь, чтобы он был украинским. Не теряйте его.
С девяти утра на Софийской площади ожидают приезда президента. Уже выстлан 50-метровый красный ковер в сторону собора. Три уборщицы заметают его. Военные выстраиваются, тренируются встречать Порошенко. Четыре раза за 3 часа маршируют по площади.
На улице +40°С. Военные прячутся в тень деревьев. Вся площадь окружена железными заборами. На наивысшей точке гостиницы "Хайят" ходят пять вооруженных мужчин. За час до начала возле забора выстраивают самооборонцы Майдана.
— Последняя проверка безопасности. Прибыла 24-я сотня Майдана. 60 человек. Пропустить, — слышать из рации одного из работников Госохраны.
В 11.04 подъезжает черный "Мерседес". Из него выходит Порошенко. Его встречает начальник Генштаба Михаил Куцин. Люди кричат и аплодируют. Их здесь около тысячи. Порошенко с Куциным медленно проходят мимо военных. Президент им кланяется. Те хором желают ему здоровья. Порошенко становится на небольшое повышение. Под национальный гимн поднимают государственный флаг и президентский штандарт. Порошенко громко поет гимн и идет в Софийский собор. Там должен принимать иностранных гостей. Несколько минут звонят в колокола.
— Там трапезная, послы. Если будете ждать 2 часа, чтоб его увидеть, то стойте. Но нет гарантии, что он выйдет оттуда, куда зашел, — говорит один из охранников.
— Лучшее, что можете сделать для Порошенко, — пойти и выпить за его здоровье, — мужчина, на вид лет 60, громко говорит в толпе. От него слышно перегаром. — Где здесь ближайший супермаркет?
— Вам нужно, вы и идите. А я пришла посмотреть на президента, — отвечает седая низенькая женщина. Под руку держит белокурую дочь. — Мы родом из Винницы, хоть уже живем в Киеве. Видели бы вы, какой фонтан Порошенко сделал в Виннице, поедьте посмотрите. Построил очень большие фабрики. Одна на Буге стоит, такая еще, советская. А вторую построил у железнодорожного вокзала на две тысячи рабочих мест. Он приезжал ее открывать три года назад. За ним шли маленькие детки, так он повернулся и говорит: "А вам канфетки давали?". Те сказали, что нет. Так пообещал, что при выходе всем дадут. И дали. Он и себе делал, и людям давал. Вы же посмотрите, сколько за него проголосовали.
— Мам, это не за него голосовали, а за мир, — отвечает дочь.
В толпе девушка в национальной одежде играет украинский гимн на свирели. Чуть дальше женщина раздает листы со своим стихотворением: "Запомни, президент! Ты не с небес мессия! Мы выбирали! Можем так же снять! Два государства — Украина и Россия! И кровью родственную связь не разорвать!" Представляется Валентиной Добродетель. Позже говорит, что ее фамилия Мурашова.
— Идите отсюда с своими кацапскими стихотворениями! — кричит ей женщина в вышивке.
— Мой народ ни в чем не виноват! — отвечает Мурашова и уходит.
— О, Саакашвили! Саакашвили! — выкрикивают те, кто стоит ближе к ограждению.
К ним с женой подходит бывший грузинский президент Михаил Саакашвили. Жмет руки нескольким десяткам.
— Слава Украине! — кричат ему.
— Героям слава! — отвечает он.
Одна за другой к воротам собора подъезжают машины с дипломатическими номерами.
— Вот дочь звонила, — говорит низенькому и полному товарищу 65-летний Виктор Науменко из Борисполя под Киевом. — Говорила, что возле Верховной Рады парень из почетного караула потерял сознание, когда Порошенко возле него проходил.
— Ну это такое, что с каждым случиться может. Порошенко хоть не скажет, что Чехов — это поэт, и не назовет Анну Ахматову — "Ахметовой".
— Я Порошенко буду ждать, — говорит 45-летний Олег Заремба из города Самбор на Львовщине. С декабря живет на Майдане. — Ну, не верю, шо он к людям может не выйти. Мы его к власти привели, не сможет нас не поблагодарить.
— Да за шо ему нас благодарить? — говорит земляк Олега 29-летний Святослав Муляр. — Он президентом стал случайно. Просто в нужное время оказался в нужном месте. Да и, кроме него, нам не было кого выбирать.
Мужчины ожидают 2 часа. Допивают третью 1,5-литровую бутылку воды.
— Ну все, можно Петруху не ждать, — Олег Заремба смотрит, как скручивают красную дорожку. —Я сегодня в новом президенте уже разочаровался. Наверно, выбрали мы себе второго Януковича. Только умного.
На 17.00 Петр Порошенко пригласил гостей в "Мыстецкий Арсенал". Здесь был его избирательный штаб. На заднем входе здания мужчины разгружают угощение: тарелки с рыбой, фруктами, овощами и мясными нарезками. Все накрыто целлофановыми пакетами.
— С шести утра на ногах. И это еще не все, — говорит мужчина, на вид лет 25.
На улицу с черного хода выходят музыканты группы "Кому вниз". Вокалист 50-летний Андрей Середа поджигает сигарету:
— Все, что сейчас происходит, это намного лучше, чем было. Порошенко люди выбрали, и его нужно поддержать. Тем более, что сейчас он чист как президент. Замарается — будем менять.
Порошенко с женой Мариной опаздывают на прием на 1,5 часа. Сюда же приезжают и самые богатые украинцы Ринат Ахметов, Александр Ярославский, Виктор Пинчук, Игорь Коломойский.
Солдат лишился чувств из-за меховой шапки
15 июня прошлого года на праздновании 87-го дня рождения королевы Елизаветы в Лондоне солдат британской королевской гвардии потерял сознание, когда представляли Кейт Миддлтон. Это было последнее официальное появление беременной Кейт перед рождением сына Джорджа. Командир гвардейцев просил отнестись с пониманием к случаю и не воспринимать его как плохой знак. Объяснил, что человеку стало плохо из-за меховой шапки.
На свадьбе принца Уильяма и Кейт 29 апреля 2011-го солдат потерял сознание после того, как супруги выехали из Вестминстерского аббатства. Воина подхватил товарищ. Два года назад во время первого самостоятельного появления Кейт на военном параде, на праздновании Дня святого Патрика 17 марта в графстве Хэмпшир, лишились чувств трое военных — один в официальном зале, еще двое на параде.
На инаугурации американского президента Барака Обамы 20 января 2009-го стало плохо солдату. Он побледнел и ухватился за соседа. Тот отвел его к врачам. Сержант гвардии Люк Джексон рассказал позже, что этого не заметили, потому что солдат стоял в четвертой шеренге. Джексон сказал, что гвардейцев перед такими событиями долго тренируют стоять неподвижно на солнце, и у некоторых не выдерживает организм. Военных выстроили за 2 часа до инаугурации.
Комментарии