— Имеются разговоры Кучмы, они действительно были. И имеются пленки Мельниченко. Это не тождественные вещи, — сказал вчера Алекс Гольдфарб, исполнительный директор Фонда открытого общества Бориса Березовского.
Гольдфарб и Юрий Фельштинский от имени фонда заявили, что бывший майор госохраны Николай Мельниченко и экс-нардеп Александр Ельяшкевич могли подделать показания против Леонида Кучмы. В июле 2002 года майор распространил фрагмент разговора Кучмы с Леонидом Деркачем, тогдашним председателем Службы безопасности Украины, где они обсуждают, как избавиться от Александра Ельяшкевича (на тот момент народного депутата). Люди Березовского утверждают, что он не совпадает с существующей звуковой записью этого разговора.
В распечатке майора события 8 февраля 2000 года подавались так: Кучма и Деркач в президентском кабинете смотрят трансляцию заседания Верховной Рады. На трибуне выступает Ельяшкевич. Обсуждают повестку дня следующей сессии. Ельяшкевич требует объявить перерыв.
Обе расшифровки нотариально заверены в США, но противоречат друг другу
— Вот, бл..., еще жиденыш, бл...! — комментирует Кучма Дергачу. После этого согласно тексту Мельниченко президента охватывает такая злость на депутата, что он прямо здесь же требует его уничтожить. На следующий день, 9 февраля, на Ельяшкевича было совершенный покушение.
Этот фрагмент был известен только по распечатке, сделанной Мельниченко. Ее достоверность он подтвердил присягой в США. Ельяшкевичу на основе изложенного в распечатке предоставили политическое убежище в Соединенных Штатах.
1 декабря 2005 года Юрий Швец, владелец и редактор сайта "5-й элемент плюс", который занимается пленками Мельниченко, расшифровал этот фрагмент. Швец выяснил, что на самом деле все было несколько иначе. По его версии, в кабинете президента после эмоционального возгласа Кучмы больше не говорили о Ельяшкевиче. Кучма с Дергаком переключались на пайки и должности в СБУ.
Обе расшифровки — и Мельниченко, и Швеца — нотариально заверены в США, но противоречат друг другу. Таким образом, одному из них угрожает заключение в Соединенных Штатах на двадцать лет — за дачу заведомо ложных показаний.
Комментарии