Ексклюзивы
пятница, 17 августа 2012 00:00

"Массовых протестов точно не будет" - Ермолаев

"Массовых протестов точно не будет" - Ермолаев
Андрей Ермолаєв. Фото: ukrafoto.com

— Только без фотографа. Андрей Васильевич сегодня фотографироваться не будет, — встречает нас секретарша директора Национального института стратегических исследований Андрея Ермолаева, 43 года.

Ожидаем в небольшой приемной. Через 5 минут Ермолаев выглядывает и приглашает зайти. В комнате накурено, кипы бумаг, папок, книжек, две тарелки с фруктами, конфетами и недопитая чашка чая.

Почему большинство украинцев барахтаются на грани выживания?

— Активная часть населения, в действительности, не прозябает. Знаете, какой шок пережили европейцы, когда приехали на Евро-2012? Увидели большое количество дорогих автомобилей — как новых, так и "бэушных". С другой стороны, каждому третьему гражданину государство помогает. Есть значительная разница в уровне жизни между теми, кто находится на иждивении бюджета и Пенсионного фонда, и реальными доходами большей части работоспособного населения и бизнеса. Уже не говорю о желании нашего среднего класса жить, как в развитых странах.

В чем особенность теперешнего украинского бизнеса?

— Много потребляют и очень мало вкладывают. Это заметно и по торговому киоску, который 10 лет стоит неизменный, и по многим производствам, где очень мало инвестиций — технологических, экологических. В то же время зажиточные украинцы позволяют себе парк из 10 автомобилей. Те, кто 100 лет назад поднимал индустрию США, ходили в одном сюртуке и почти все заработанное вкладывали в производство.

Что характеризует нынешнюю власть в первую очередь?

— Власть никогда не была идеальной. Эта — также. Там, как и в обществе, свои консерваторы, реформаторы, ретрограды. Это показали годы реформ — цель сформулирована правильно, но она наталкивается на непонимание.

Как раз наше общество очень тяжелое. Сейчас реализуется курс на модернизацию. Но критической массы сторонников этого нет — ни среди политического класса, ни среди остальных граждан. Многих людей государство финансирует, они зависимы от Пенсионного фонда и поэтому безразличны к реформам. Их двигателем должно быть работоспособное население, предприниматели. Но и там нет критической массы сторонников глубоких перемен.

Как эту инерцию сломать?

— Сломать? Я — сторонник эволюционного подхода.

Мы очень уставшее общество, которое уже в таком состоянии входило в эпоху независимости. В 1990-х огромное количество образованных людей пошло на базар. Сейчас, даже при желании реализовать инвестиционный проект, нет тех, кто это мог бы воплотить. Очень не хватает людей активных, творческих, которые хотят самореализоваться.

Уже можно говорить о хотя бы предварительных результатах реформ?

— Для начала нужно больше внимания уделить реформаторскому менеджменту, особенно на пересечении между центром и региональными структурами. Дать волю самоуправлению. На места — больше возможностей, полномочий. Люди сами разберутся со своей социальной инфраструктурой, если у них будут деньги и полномочия. Планировать все в центре просто невозможно. Эта реформа уже перезрела.

В чем страна может сделать рывок в обозримой перспективе?

— В первую очередь — в агропромышленном комплексе. Нужно говорить не столько о реформе земельных отношений, как о новой аграрной политике. Она должна быть гибче. Не важно, кто владелец земли. Важно, что он делает и как за это отвечает.

Второе — новая региональная политика. Наши области в свое время формировались под разделение труда в Советском Союзе — рабочей силы, производств, здравоохранения. Экономически эффективнее иметь гораздо меньше регионов.

Третье направление — это громоздкий сектор безопасности. Мы как получили в наследство советскую армию, так в рамках этого объема и вертимся. Ее нужно решительно реформировать.

На первое место в экономике поставил бы создание инновационной инфраструктуры. Есть много перспективных направлений в современной биохимии, физике, где мы что-то можем. Например, украинскими микроскопами интересуются в ведущих европейских странах.

Нужно также оптимизировать городское хозяйство. За годы независимости рабочая сила сконцентрировалась в нескольких городах Украины. Наступило время возрождать провинцию.

Обязательно необходимо выводить из тени бизнес. Приучить торговцев, что норма прибыли — не 60 процентов, а 25-30.

Какие реальные шаги власть собирается предпринимать по этим пунктам?

— Разрабатывается концепция реформы самоуправления. Это задача ближайших месяцев. Есть программа развития сельской местности — речь идет о создании новой инфраструктуры. Здесь должно быть сцепление между тем, что нужно делать в центральном правительстве и в каждом регионе.

На какие страны стоит ориентироваться в проведении реформ?

— Частично интересен опыт России. Он не идеален, но там центральная власть и правительство сумели соединить научные разработки с предпринимательской деятельностью. Вообще сфера производства новых технологий — это то, на что нам еще не поздно делать ставку. Все-таки мы еще летаем, плаваем, способны что-то придумывать и производить.

К сожалению, украинские интеллектуалы почти не принимают участия в международных дискуссиях о будущем. А мир очень изменится в ближайшие 5-10 лет. Уже нет однозначных политических и экономических центров. Одна из решающих ролей будет за развивающимися странами. В каком-то смысле мы именно такие. Если нам удастся в ближайшие три-пять лет завершить начатые изменения инфраструктуры, создать нормальные условия для бизнеса, разобраться с инструментами демократии, Украина может быть среди новых лидеров.

Виктор Янукович отбыл половину своего президентского срока. В чем ему удалось сделать страну лучше?

— Во-первых, мы устроили себе шикарный праздник — Евро. 46 миллионов людей поняли, что вместе может быть хорошо. Этот праздник разделили и несколько десятков тысяч европейцев. Но главное — нам было хорошо внутри.

Еще один важный опыт Евро — мы убедились, что способные разрабатывать и реализовать крупные национальные проекты. Часть инвестиций в Евро, возможно, себя не оправдают. Но построенные дороги, аэродромы, спортивные сооружения останутся.

Много говорят, что в ближайшее время Украину ожидают массовые протесты.

— Их точно не будет. Мы не склонны к вандализму и ближе к развитым странам, чем к недоразвитым. Второй момент: среди причин бунта обычно голод, бедность, угроза жизни. У нас — наоборот, страна постепенно выбирается из ямы. В 2004 году желание большей свободы подвергалось ограничению системы. Сейчас причин для такого движения нет. Хоть какой  противоречивой будет действующая власть, перемены наростают. Это не начало 2000-х, когда Леонид Кучма пришел на второй срок и сказал, что он — новый, а оказался старым.

Третье: сейчас нет какого-то выразительного сюжета для политической интриги, как в 2004-м или в 2010 году.

Кем Янукович войдет в историю?

— Впереди еще половина первого срока. Президентские выборы в 2015 году. Я пока еще не вижу серьезную политическую силу, которая могла бы конкурировать с "регионалами".

Работал с Пустовойтенко

Андрей Ермолаев родом из города Красногоровка Донецкой области. Закончил философский факультет столичного университета им. Шевченко. С 1994 года — главный консультант информационно-аналитической службы Администрации президента. В конце 1990-х работал экспертом службы премьера Валерия Пустовойтенко. Вступил в возглавляемую им Народно-демократическую партию, был его заместителем.

В 2002 году баллотировался в нардепы под №157 пропрезидентского блока "За единую Украину!". С 2000-го возглавляет Центр социальных исследований "София". После победы Виктора Януковича на президентских выборах назначен директором Национального института стратегических исследований.

Женат, у него есть сын и дочь.

 

Сейчас вы читаете новость «"Массовых протестов точно не будет" - Ермолаев». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

102

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть