Заседание Верховной Рады только началось. Из сессионного зала выходит нардеп от УДАРа 52-летний Сергей Куницын. Поправляет синий галстук с узором.
- Сейчас "базар" начался, - кивает в сторону зала, где длится час вопросов к правительству. - Когда будут голосовать недоверие Кабмину, мне позвонят.
Поднимаемся на третий этаж. Сергей Владимирович говорит по-русски.
- Все правительство сегодня состоит из представителей Партии регионов. Так же и все губернаторы - "регионалы". Они отвечают за ситуацию в стране. А она - плачевная, - идет по лестнице Куницын. - За годы независимости такого наплевательского отношения со стороны определенных представителей правительства к депутатам не видел. Мне непонятно, когда министр, в нарушение Конституции, не принимает депутатов. Через помощников говорит "идите запишитесь", не берет телефоны спецсвязи. Депутатов ограничивают в допуске к заседаниям Кабмина. Никогда такого политического хамства не было. Почему так ведут себя министры, Николай Янович - неизвестно. Но ничего хорошего из этого не будет.
Оппозиционные депутаты переходят в провластное большинство. Но у власти все равно не хватает голосов. Что будет дальше?
- УДАР и "Свобода" - это партии с одним лидером. В "Батьківщині" восемь партий, восемь лидеров, и это всегда проблема. Фракция - большая, люди разные. Сейчас "Батьківщина" расхлебывает эту ситуацию.
У Партии регионов самое главное задание - собрать конституционное большинство, которое позволит избрать Януковича на второй срок то ли через референдум, то ли через изменение Конституции, то ли избиранием президента в парламенте. Власть все будет делать, чтобы расколоть оппозицию и оторвать от нее как можно больше депутатов. Сколько еще будет "тушек", предсказать трудно. По каждой фракции власть ведет целенаправленную работу. Говорят, в УДАРе восьмерых "прорабатывают". В "Батьківщині" под вопросом 20 человек.
Чего ожидать в стране к президентским выборам 2015 года?
- Мои прогнозы неутешительны: улучшения не происходит. Нет ресурса, налоговый груз непосильный. Наши долги - огромные, дефицит бюджета - огромный, внешние займы - тоже. Будущее будет зависеть от внешней политики и что будет делать власть внутри страны, в экономическом секторе.
С Соединенными Штатами у нас отношения, мягко говоря, неважнецкие. С Евросоюзом - сложные, в первую очередь, из-за проблемы Тимошенко. С Россией - тоже не просто. Украина во внешнеполитической изоляции.
Необходимы радикальные меры, нестандартные решения. Но я не вижу в нашем правительстве экономических новаторов. Там есть неплохие госслужащие, опытные люди.
Первого вице-премьера Сергея Арбузова называют главным кандидатом на место Азарова. Какие его слабые и сильные стороны?
- Чем он отличился, когда руководил Национальным банком? От него что, экономические идеи прут? Он что, предлагает какие-то сингапурские или гонконгские решение для страны? Нет.
Это неумение, незнание или отсутствие заинтересованности в изменениях?
- Заинтересованность у них есть. Исполнителей нет. Колода карт та же. Необходимо вводить новых людей. В европейских странах, в той же России, постоянно вливают новую кровь.
Вы много лет работали на руководящих должностях в Крыму. Как крымчане относятся к власти и оппозиции?
- Крым сейчас опущен ниже плинтуса. На полуостров высадился многотысячный десант приезжих, в основном из донецкого региона, из Макеевки. Тамошняя элита позволила политически изнасиловать себя, она раздавлена. У парламента Крыма минимум полномочий, минимум возможностей влиять на правительство, на органы исполнительной власти.
Нам удалось в свое время создать мощную крымскую политическую элиту. Особенно это было заметно в 2004 году. И парламент, и правительство были с едиными целями. За 2004-й реализовали 43 программы на 97 процентов. Была команда.
Почему крымская элита позволила себя, как вы говорите, распотрошить?
- Сегодня нет крымского лидера или двух-трех сильных фигур, которые смогли бы объединить людей вокруг себя. Крымская элита запугана и раздроблена. Отдельные возмущения по кухням к мобилизации не приводят.
Два года тому назад только Крым получил миллиард дотаций. Это на пользу полуострову?
- Но что такого радикального сделали в Крыму? Какие социально значимые проекты реализовали? Да, сделали много дорог. Но их клали зимой и они "полетели". Потом выделяли деньги на ремонт.
В 1997-ом мы за год построили газопровод Джанкой - Феодосия - Керчь длиной 270 км стоимостью 110 миллионов долларов. Это когда в отдельных регионах страны по полтора года не платили пенсию. То есть, были мощные значимые проекты. Сейчас бюджет автономии значительно больше, а ничего не делается. Во властной команде нет новаторов. Ресурсы размазываются. Это говорит об их уровне профессиональной подготовки, понимания проблем.
Тот же Василий Джарты (премьер Крыма с марта 2010-го по август 2012-го, выходец из города Макеевка Донецкой области, ныне покойный. - "ГПУ") был прямым, как дуло танка. У него было все на виду и все понятно: если враг - враг, друг - друг. Сейчас премьер - Анатолий Могилев. Когда он приехал, я относился к нему с уважением и симпатией. Он очень коммуникабельный. Но сейчас у меня к этому человеку резко негативное отношение. Могилев - милиционер. Все делает из-за угла. Милиционеру надо работать в правоохранительных органах. Разве он в экономике сильный? Нет. С теми же крымскими татарами у него непонимание.
Вы говорили, что среди президентов Кучма лучше всего понимал Крым. В чем проблема Ющенко и Януковича?
- Достаточно посмотреть биографии этих трех президентов, чтобы понять их суть. Кучма был умным человеком. Потому что не могли в советские времена директором самого крупного в мире ракетно-космического завода назначить случайного человека. Виктор Ющенко как будто дружил с крымскими татарами, но он очень халатно и поверхностно относился к этой проблеме. А ошибка Януковича в том, что простым увеличением дотаций проблемы Крыма не решишь. Там сгусток политических, национальных, экономических проблем. По Крыму должна быть государственная концепция поведения страны, с открытой для общественности частью и закрытой, которая должна пройти через Совет нацбезопасности, Кабмин. Необходимы стратегические решения на основе многолетнего плана.
В ближайшие годы можем потерять Крым как курорт. Турецкая Анталия, Испания, Арабские Эмираты - на тысячу шагов впереди. Необходимы нестандартные решения. Будучи председателем Севастопольской горгосадминистрации я добился двух указов президента и постановления Кабмина о создании в городе свободной экономической зоны, похожей на Сингапур или Гонконг. Потому что это уникальный город, с портами, бухтами, аэродромом. Нынешняя власть все эти указы упразднила.
Дважды возглавлял парламент Крыма
Сергей Куницын родился в Туркменистане. Учился на инженера-строителя в Симферопольском филиале Днепропетровского инженерно-строительного института. Служил в Афганистане. Работал главным инженером Красноперекопского завода железобетонных изделий. Народный депутат Украины первого созыва. Восемь лет работал городским головой Красноперекопска.
Дважды возглавлял Верховную Раду Крыма. В 2000-2002 годах - советник президента Леонида Кучмы. В 2005-2010 годы - председатель Севастопольской горгосадминистрации. С апреля по октябрь 2010-го представлял президента Виктора Януковича в Крыму.
- Я лежал в реанимации, когда слышу по телевизору, что меня сняли с должности. Если мне никто не позвонил, то какие у нас могут быть отношения? - вспоминает Куницын.
Дружит с Фирташем
Сергей Куницын - почетный президент футбольного клуба "Таврия", который принадлежит миллиардеру Дмитрии Фирташу. Куницын рассказывает, что дружит с ним много лет. На последних парламентских выборах прошел в Верховную Раду под №15 в списке УДАРа.
Женат. Имеет сына и дочь.
Комментарии
2