"Украина в последние годы идет очень нехорошей дорогой — живет в большой долг. Сейчас он составляет 405 миллиардов гривен против 88,7 на начало 2008 года", — говорит экс-министр финансов 56-летний Виктор Пинзеник.
Он закуривает папиросу "Мальборо". Затягивается. Разговариваем в офисе партии "Реформы и порядок" на столичной ул. Институтской. Хотя Пинзеник уже не лидер партии, но продолжает занимать свой старый кабинет на втором этаже. Берет калькулятор - делит 405 млрд на 46 млн - количество населения Украины.
- 8800 гривен - столько каждый украинец должен по кредиту. Это только основной заем - без процентов. На самом деле к 405 надо еще прибавить миллиардов 30 юридически еще незафиксированного долга за газ. Так называемое газовое соглашение по Черноморскому флоту содержит норму, которую почти никто не заметил - скидка на газ, которая в конце года будет оформляться долгом Украины перед Россией.
Этот долг - 30 миллиардов?
- Это приблизительная сумма, которая вытекает из расчетов: скидку дают на 40 миллиардов. По 100 долларов - это 4 миллиарда долларов. Четыре на восемь (нынешний курс доллара к гривне) - имеем 32 миллиарда гривен. Этот долг уже есть, так как газ уже потреблен, но юридически будет оформлен в следующем году. Однако это еще не окончательная цифра. В последний месяц года к цифре дефицита бюджета и долга будет добавлена еще приличная сумма.
В кабинет заходит секретарша. Приносит кофе. Говорит, к Виктору Михайловичу пришел посетитель.
- А второй пришел? Когда придет, тогда пусть заходят.
Не могли бы мы прожить без займов?
- Беду творят не займы, а их причины. Если бюджет имеет на 100 миллиардов больше расходов, чем доходов, то неизбежно возникает долг. Другого способа осуществить расходы в утвержденных законом объемах нет. Т.е. проблема долга - следствие дефицита.
Из наших карманов забрали 100 миллиардов?
- Еще не забрали, а заберут. Так как отдавать придется гражданам Украины, которые формируют бюджет. Чтобы не одалживать, нужно устранить причину, по которой надо брать в долг - дефицит бюджета.
В 2008 году сумма выплат по процентам составляла почти 4 млрд грн, в этом году - 17-18 млрд. Т.е., на 14 миллиардов гривен надо сокращать расходы только из-за долга. В следующем году сумма будет составлять 25 миллиардов. Избегнуть сокращения дефицита не удастся. Чем быстрее это делается - тем лучше. То, что происходит сейчас, ничем не отличается от 1990-х - подобные вопросы и подобные разговоры.
Страна берет огромные кредиты, а жизнь людей не становится легче. Почему?
- Жизнь в долг никогда не предоставляет возможность жить лучше. Большие долги только создают иллюзию лучшей жизни. Но долги надо возвращать из нашего же кармана. Потребить можно то, что произвели. Поэтому вопрос улучшения жизни надо искать в плоскости создания условий для развития экономики, для привлечения инвестиций. Но если в бюджете указан дефицит 38 миллиардов и вместе с тем разрешается правительству увеличивать эту цифру до неопределенных размеров, инвестор в страну не придет.
За три докризисных года в Украине было вложено 550 миллиардов гривен инвестиций в основной капитал. Из них меньше 10 процентов - бюджетные средства, остальные - частные. Они давали экономике рост. А сейчас инвестиции мизерные.
Это означает, что у власти нет плана развития страны?
- Есть неплохой документ президента, но это не документ правительства. Поэтому будут возникать проблемы с его воплощением.
Как людям выживать в таких условиях?
- Вопрос выживания сегодня стоит перед многими. Но есть еще и вопрос завтрашнего дня. Для власти вопрос завтрашнего дня должен быть приоритетом. И решения власти не должны вредить будущему. Наоборот, давать опору будущему. Это не означает, что сегодня не надо платить пенсию. Но пенсионер должен иметь гарантию своевременной выплаты возрастающей пенсии и через год, и через два, и через десять. А Пенсионный фонд имеет серьезные проблемы. И не реагировать на них нельзя.
Одна из возмутительных вещей в обществе - дискриминация людей, когда при равных условиях, одинаковом стаже пенсия отличается в десятки раз. Например, одному пенсию считают к зарплате, которую он получал 10 лет тому назад - 50 гривен, а другому - по нынешней зарплате. Процент начисления у них тоже разный.
Я предлагал правительству начать с себя - уменьшить зарплату высшим должностным лицам. Там небольшая экономия, так как их не так много. Но важно, чтобы власть показала: она готова зацепить и себя.
Какой могла бы быть максимальная разница между пенсиями?
- Не должно быть такого ограничения. Говорить надо об устранении дискриминации при начислении пенсий (при одном условии - человек работал, платил налоги. Т.е. он сформировал ресурс). К сожалению, проблема с пенсиями настолько острая, что, не трогая пенсионный возраст, ее не решишь. Но когда затрагиваешь такую острую тему, нельзя оставлять существующие нормы, в том числе и специальные пенсии, право досрочного выхода на пенсию и т.п.
Предлагаемые властью изменения соответствуют сегодняшним потребностям?
— Сокращение государственного аппарата – это, безусловно, полезный шаг. Но само его сокращение не дает ответа на вопрос: а какие органы нам нужны? Дав ответ на этот вопрос, мы понимали бы, что делать, что сокращать, в каких объемах, а что не трогать.
Органы власти, которые не являются министерствами, должны быть заведены в министерства. Эта проблема не задета.
Чтобы вести страну в правильном направлении, нужны новые люди. Откуда им взяться?
- В стране нет проблем со специалистами. Украина может найти 10 тысяч порядочных людей? На самом деле их больше. Есть запрос на новое качество политики.
Как таким людям взять власть в свои руки, когда система не пропускает их вверх?
- Остановить прогресс, желание людей жить лучше невозможно.
Янукович или Азаров предлагали вам работу?
- Нет.
А вы согласились бы работать в нынешнем правительстве?
Власть для меня не цель, а инструмент достижения цели. Я всегда хочу понимать, что должен делать. Занимать должность не является моей целью.
Новый год празднует с семьей в Карпатах
После отставки Пинзеник преподает студентам, дает консультации, занимается исследованиями.
- Имею возможность видеть, как растут дети, - говорит. - Старший сын, он уже студент, когда-то ехал мимо Кабмина и показывал - здесь живет мой отец. Младший этого не говорит, хотя помнит, как ходил ко мне на работу.
У Виктора Михайловича четверо детей. Две старшие дочери от первой жены Ульяны. Состоит в браке во второй раз с младшей на 16 лет своей бывшей студенткой Марией.
- Жена приучила меня к тому, что все покупает сама. Мне это нравится. На Новый год будем или в Киеве, или поедем в Карпаты. Последние лет 10 отдыхаем в горах. В разных местах - на Ивано-Франковщине, Закарпатье.
Отказался работать с Тимошенко
Виктор Пинзеник в политике с 1991-го. Был народным депутатом, министром экономики, вице-премьером. В 1997 году возглавил только что созданную партию "Реформы и порядок". В феврале 2010-го эту должность занял нардеп-"бютовец" Сергей Соболев.
В декабре 2007-го Пинзеник стал министром финансов в правительстве Юлии Тимошенко. В прошлом году в феврале написал заявление об уходе – из-за несогласия с политикой премьера.
На должности министра семь дней в неделю был на рабочем месте. Его тогдашний коллега по партии Владимир Бондаренко рассказывал, что у Пинзеника повысилось давление из-за того, что много пил кофе и курил.
- Выкуриваю меньше двух пачек в день, - говорит Виктор Михайлович сейчас.
Комментарии
19