— Мне прислали копии документов, что Ефремов оформляет загранпаспорт. Я не поверил. Полезли в судебный реестр, а меры пресечения у него нет. Если бы это было не так, то Генпрокуратура нас распинала бы, как непрофессионалов. А они молчат, будто воды в рот набрали, — говорит 31-летний Виталий Шабунин из общественной организации "Центр противодействия коррупции".
11 февраля он заявил, что прежний лидер парламентской фракции Партии регионов 61-летний Александр Ефремов больше не находится под домашним арестом и может покинуть страну.
Ефремова задержали 14 февраля прошлого года в Киеве. Выдвигали несколько обвинений. Первое — превышение служебных полномочий и фальсификация процедуры принятия "диктаторских законов" 16 января 2014 года. Второе — разжигание национальной вражды, что привело к гибели людей. Третье — коррупция. Из-под ареста Ефремова освободили после внесения 3,6 млн грн залога. Находился под домашним арестом. 1 ноября прошлого года срок действия меры пресечения закончился, по данным реестра судебных решений. Прокуратура не обращалась к следственному судье за продолжением срока.
Какие "грехи" имеет Ефремов?
— В прокуратуре по Ефремову три эпизода: финансирование сепаратизма, голосование за "диктаторские законы" и коррупционные преступления, — продолжает Шабунин. — Выводил деньги через госпредприятия в Луганской области. Нелегальные копанки, продажа угля.
Это разные уголовные осуществления. Успешным могло стать коррупционное дело. Его легко довести до обвинения, потому что там уже все известно. Но по нему даже подозрения нет. В Генпрокуратуре выбрали наименее перспективное — "диктаторские законы". Объявили подозрение и передали дело Печерскому райсуду. Там оно и валяется. За ноябрь, декабрь, январь и половину февраля прокуратура ни разу не обратилась с ходатайством продлить меру пресечения. Это значит, что у них нет желания сажать Ефремова.
Зачем Генпрокуратура арестовывала его, если дело до конца не доводят?
— Им нужно было удовлетворить запрос общества. На телекамеры проводили один арест за другим.
На Ефремова надели браслет. Но журналисты видели его в джакузи спортивного клуба. Так какой же это арест? Напротив, прокуратура сделала все, чтобы Ефремов не сел. И сейчас делают все, чтобы он убежал.
До сих пор работает система, которая покрывает своих?
— Дело не в системе. Решение принимают конкретные люди. Ни один прокурор без приказа сверху не мог бы четыре месяца подряд не идти в суд по делу Ефремова. Ведь он — слишком важная фигура. Было сознательное решение это не делать.
Чье решение?
— Думаю, указание дал лично генпрокурор Виктор Шокин. Потому что только он, по приказу президента, мог принять такое решение. Без санкций главы государства по делам по Клюеву, Иванющенко или Ефремову никто не двинулся с места. Больше всего провал этих дел бьет по президенту.
Почему Порошенко идет на это?
— Если сядут такие, как Ефремов, то люди будут говорить обо всех. Обо всех, кто был в схемах. А нельзя быть министром экономики и оставаться в стороне от схем (Петр Порошенко в 2012 году был министром экономики в правительстве Николая Азарова при президенте Викторе Януковиче. — ГПУ). Порошенко проще выдавить из страны тех, кто может его скомпрометировать, чем разбираться — когда что-то наговорят перед тюрьмой. Пока Порошенко будет президентом, такие, как Клюев, Иванющенко, Ефремов не сядут в тюрьму.
Зачем Ефремову загранпаспорт? Куда может убежать?
— Не убежать, а законно выехать. Удивляюсь, что он до сих пор здесь. Если бы хотел убежать в Россию, то загранпаспорт не нужен. Достаточно украинского. Может, в Австрию хочет? Подлечиться, на лыжах покататься.
290 миллионов долларов — состояние Александра Ефремова в 2008 году, по информации издания "Комментарии". Он опосредствовано владел несколькими компаниями в Украине и в США. Ефремов эту информацию отрицал.
Комментарии