В 100 м от станции метро Университет в Харькове на стуле сидит бородатый мужчина. Держит лупу. Рядом - табличка с надписью "Хиромантия. Гадание по руке" и стул для клиентов. Спрашиваю, где собирается местный майдан.
- Спустишься немного. Увидишь памятник Шевченко. Там митинг ежедневно с 6.00 до восьми вечера.
- Какую судьбу нагадаете майдану? - интересуюсь.
- Так просто сказать не могу. Нужно руку Кличко или Яценюка посмотреть, - смеется.
Возле памятника несколько десятков человек. Слушают римейк на украинском языке на песню Виктора Цоя. "Мы хотим перемен", - раздается из громкоговорителей. Несколько детей в костюмах к праздничному вертепу подтанцовывают.
В 18.00 собираются несколько сот человек. Есть один флаг "Батьківщини", один - УДАРа. Остальные - национальные.
34-летняя Галина Шпак держит флаг, где на желтом фоне черным написан "Харьков".
- Я хожу на майдан, потому что у меня есть такая внутренняя потребность, - говорит Галина, она работает в медицинской отрасли. - В будни здесь бывают одни и те же люди. Возле Шевченко уже перезнакомились все. Часто группой из восьми-десяти человек спускаемся в метро и поем гимн. Процентов 20 - открыто симпатизируют. Агрессивно враждебных - где-то 5 процентов. Остальные - безразличные. В целом Харьков пассивен. В соцсети "Фейсбук" много симпатиков, а на улицу выходят пару сотен. Для двухмиллионного города это капля в море. Раньше мы вместе с шестью друзьями собирались компанией выгуливать собак. Сейчас только я прихожу с майдановской лентой. Ребята или шутя, или всерьез называют меня националисткой. Честно говоря, обижаюсь. Я - не националистка, а патриотка.
Спрашиваю, не боится ли, ведь активиста харьковского майдана Дмитрия Пилипца несколько раз ударили ножом.
- Там, видите, в кустах стоят милиционеры, СБУшники. Всех снимают на камеры. Сегодня титушек нет, а обычно шныряют здесь. Но ко всему привыкаешь. И к опасности тоже, - улыбается.
Ведущий со сцены призывает не расходиться домой поодиночке, не поддаваться на провокации титушек:
- Это в Киеве титушки. А мы их называем как?
- Тетушки, - хором отвечают митингующие.
Зовет к микрофону горниста. Тот играет гимн Украины. Почти все поют, приложив руку к сердцу.
Харьковчанин 54-летний Валерий Нефидов пришел с племянницей 12-летней Кариной. Жалуется, что из оппозиционных телеканалов в Харькове остался лишь "5 канал".
- Да и тот показывает не везде. ТВi здесь заблокировали.
- Я не понимаю людей, которые против Майдана и против Европы, - добавляет Карина. - В Европе умнее люди и там больше добра. Как можно быть против добра?
Ведущий Валентин Быстриченко объявляет о начале представления:
- Оппоненты забрасывают, что мы веселимся, когда весь Харьков в трауре (8 января в ювелирном цехе на территории завода "Хартрон" случился пожар. Погибли восемь человек. Субботу, 11 января, Майдан объявил днем траура по погибшим. - "ГПУ"). Откровенно скажу, я не осмелился отменить вертеп. Дети долго готовились. Стыдно должно быть не нам, а власти. У пожарных нет тента, куда бы люди могли прыгнуть. А чиновники ездят в дорогих машинах, живут в роскошных домах
Дети начинают представление на украинском языке, а заканчивают на русском.
Студент 19-летний Юрий с ровесницей-коллегой Лилией стоят, накинув на плечи красно-черные флаги УПА.
- Не расспрашивайте, где я учусь и как моя фамилия, - говорит мужчина. - Не скажу, потому что могут быть неприятности. Преподаватели предупреждали нас не ходить на митинги, потому что будем иметь проблемы с сессией. Но пока не прессуют. Я родом из Львова. Там тоже не очень многолюдный майдан. Все понимают, что судьба революции решается в Киеве. С таким флагом ходить не боюсь. Это Харьков, а не Донецк.
Кто-то дергает за руку. 70-летняя Галина Шевчук раздает газеты партии "Свобода".
- Кого это я здесь должна бояться в украинском городе? - возмущается. - Кернеса? Или других кацапов?
Галина косоглазая. Когда сердится, то впечатление, будто кричит на соседа.
- Кернес разбил памятную доску академику Юрию Шевелеву. Во время акции "Вставай, Украина!" перегородил дорогу трамваями. Это ему не пройдет. Их власть не вечна, - говорит Галина Шевчук.
Ее просят говорить тише, потому что со сцены выступает священник Киевского патриархата.
- Есть власть, угодная Богу, а есть такая, которую он терпит. Нынешнюю власть Бог пока терпит. Если власть от Бога - она отдает людям любовь. А если от князя мира сего - сатаны, то хотят больше властных полномочий, чтобы еще больше эксплуатировать людей. Мы стоим здесь не просто так. Хотим вернуть обществу потерянную совесть.
В 19.00 ведущий призывает размяться и попрыгать.
- Кто не скачет, тот москаль, - кричит. - Но лучше будет: кто не скачет - тот "регионал", - исправляется.
Предприниматель 25-летний Александр Шевченко рассказывает об особенностях харьковского майдана.
- Это не партийная инициатива, а общественная. Роль местных оппозиционных партий - символическая. Можно сказать, что мы здесь не централизовано, а как дикари-пляжники. Много предпринимателей. Противостояние здешнего майдана с властью - это противостояние добра и зла. Сепаратизм возникает лишь в головах отдельных чиновников и партийных функционеров "Украинского выбора" Медведчука. Им трудно вести здесь пропаганду, потому что половина харьковчан - люди критически думающие. Другое дело, что в 2004 году на митинг вышли 100 тысяч горожан, а теперь максимум шесть-семь тысяч в выходные.
На сцене может выступить каждый желающий. Единственное условие - быть трезвым и говорить не больше 2 мин. Выступающие говорят об историях мирного противостояния в Индии, основных христианских ценностях. Кто-то предупреждает, что на выходные власть приказала бюджетникам идти на майдан и ругаться с активистами. Какой-то мужчина объявляет, что написал 10 заповедей майдановца. Идет к микрофону через клумбу, к ботинкам липнут куски грязи. Последней его заповедью является такая: "Русскоязычных патриотов Украины защищает не Добкин (глава Харьковской облгосадминистрации. - "ГПУ"), а майдан".
В 20.00 горнист опять исполняет гимн. Через 15 мин. митингующие расходятся. Кое-кого впоследствии встречаю в метро. Сине-желтых лент никто с себя не снял.
Пытались выломить двери церкви
11 января в Харькове начался всеукраинский форум Евромайданов. Заседание проводили в храме Украинской автокефальной православной церкви. Ее штурмовали титушки - пытались выломить двери. Завязалась драка.
Молодые люди в спортивных костюмах атаковали книжный магазин, где работала группа форума. Мужчины с закрытыми лицами напали на отряд самообороны, который стоял при входе.
В воскресенье майдановцы собрались возле памятника Ярославу Мудрому. Их окружили "регионалы" и титушки. Несколько майдановцев пострадали от дымовых шашек. Еще одному участнику хулиганы разбили лицо.
Юрий СТРИГУН, Елена ЛУЦЕНКО
Комментарии