14 декабря президент Виктор Янукович отстранил от должностей заместителя секретаря Совета национальной безопасности и обороны Владимира Сивковича и главу Киевской городской государственной администрации Александра Попова. Официальная причина - по просьбе Генеральной прокуратуры, в связи с подозрением в их причастности к разгону Евромайдана в ночь на 30 ноября.
В тот же день Генпрокуратура вручила сообщение о подозрении в превышении власти Сивковичу, Попову и отстраненному еще 1 декабря начальнику киевской милиции Валерию Коряку.
На следующий день в интернете появились копии протоколов допросов трех подозреваемых.
- 29 декабря мне позвонил Андрей Клюев и спросил, готовы ли мы к заезду техники на Майдан Незалежности. На что я ответил утвердительно, - говорит 53-летний Александр Попов. - Я спросил, кто именно уполномочен дать команду на начало движения техники. Клюев ответил, что это будет Сивкович. Считаю, что завоз составных частей елки был преждевременным. Это спровоцировало конфликт на Майдане.
50-летний Валерий Коряк также сказал, что руководствовался указаниями заместителя секретаря СНБО. На это его уполномочил министр внутренних дел Виталий Захарченко.
- Я сказал Сивковичу, что на Майдане много людей и вопрос о завозе елки целесообразен только утром. На это он настойчиво начал говорить, что оборудование с Майдана вывезти необходимо, чтобы завезти туда комплектующие елки немедленно. Я отдал приказ подчиненным о выдавливании митингующих, потому что это было задание секретаря СНБО Клюева, который занимает высшую административную должность в исполнительной власти государства.
Владимир Сивкович, 53 года, на допросах заверил, что ему не поручали руководить Поповым:
- Моя задача была определить час, когда Майдан будет полностью закрыт. Я сказал Попову, что в 3.30 с имуществом с Майдана выезжает последняя машина, которая вывозит сценическое оборудование и громкоговорители, и уже через 15 минут туда можно завозить конструкции. Людей на Майдане мало, и никто не будет мешать транспорту. Также мы с Поповым обсудили, что на всякий случай нужно, чтобы сотрудники милиции сделали коридор для заезда машин, чтобы никто на Майдане не попал под колеса. После этого Попов сказал мне позвонить Коряку, что я и сделал, и сообщил ему, когда именно на Майдан будут заезжать коммунальные грузовики.
- Из этих троих хотят сделать козлов отпущения, - считает руководитель Центра политического консалтинга 48-летний Андрей Золотарев. - Выбрали их, потому что лучше всего подходят под категорию "политических отходов" Партии регионов, от которых можно избавиться. Сивкович имеет неоднозначную репутацию, вокруг него всегда какие-то скандалы, конфликты. Попова заставили исполнять роль недомерка в Киеве. Коряк никакой политической роли вообще не играл. Они не импровизировали бы, если бы не имели команды сверху. Но на них цепочка обрывается. Это вызывает вопросы относительно Клюева. Он хочет себя отбелить - рассказывает, что это подделка. Сивковича, Попова и Коряка жестко не будут наказывать, потому что они - свои. Но для "выпускания пара" дело будут продолжать.
- Эти трое являются лишь исполнителями, - объясняет политолог 39-летний Александр Палий. - Понятно, что заказ был значительно выше - на уровне секретаря СНБО и министра внутренних дел. Показания Попова и Коряка в прокуратуре это подтверждают. Сивкович не сдал Клюева - значит, он в связке. А тех двоих могли подставить - они просто выполняли приказы. Степень жесткости разгона Майдана определяли именно Клюев и Захарченко. Сивковича, Попова и Коряка будут подводить под амнистию. Попытаются сделать ответственность тех, кто избивал, и тех, кого избивали, одинаковой. Сказать: всем все прощаем.
- Трех чиновников начали вызывать на допросы, потому что надо было кого-то называть. Молчать дальше уже было нельзя, - говорит директор Агентства моделирования ситуаций 47-летний Виталий Бала. - Мы еще узнаем другие фамилии, кроме тех, что уже звучат. Попов и Коряк указывают на Клюева и Захарченко. А где письменное подтверждение, что им давали такие приказы? Надо знать, от кого шла инициатива - кто реальный организатор тех действий. Потому что все другие были просто инструментом.
Комментарии