Бывший глава Фонда госимущества 59-летний Александр Бондарь ведет в сквер возле столичного театра им. Франко. Устраивается возле памятника актеру Николаю Яковченко — тот сидит на скамье. На улице холодно, дует ветер. Справа видно Администрацию президента.
— Хотел пригласить в любимый ресторан "Мокко", но там очень шумно. Ближайшие кафе закрылись, так люди хлынули туда. Могли бы сесть в пивной за углом, но вы об этом напишете, — улыбается Александр Николаевич.
Какие вызовы сейчас перед нами?
— Мы в ужасной экономической ситуации. По действиям действующей власти не вижу никаких перспектив. Досадно, что рассчитывают только на кредиты. Во-первых, их нужно будет возвращать. Во-вторых, под них ставят условия, и довольно жесткие.
Сколько нужно денег для спасения страны?
— Рассчитываем на 27 миллиардов долларов кредитов. Нам их пообещали. Но ни одного миллиарда пока еще не дали.
О чем это свидетельствует?
— Если чувствуют, что кредиты помогут, — дают. Если есть сомнения — нет. У нас нет перспективы. Правительство не дает надежды тем, кто стоял на Майдане, — малому и среднему бизнесу. Напротив, по этой прослойке населения ударили больше всего. Вот, например, человек собирал деньги, чтобы купить квартиру. Новая власть придумала кучу налогов, которые теперь отберут 25 процентов сэкономленного. Этот налог вводят с 1 июля. Зато олигархов не трогают.
Почему?
— Во-первых, олигархи финансировали партии, что сейчас при власти. С ними нужно рассчитываться, а не давить. Во-вторых, нет смелости.
Какая может быть реакция олигархов на давление?
— Уже увидели на примере Донецкой области — не трогайте нас, потому что будете иметь большие проблемы.
Для начала можно было бы перестать красть. Янукович и "семья" за последние годы присвоили более 50 миллиардов долларов. Если при теперешней власти перестали красть в таких масштабах, то почему мы этого не чувствуем? Или продолжают?
Эти 50 миллиардов реально вернуть?
— Можно. Но это длительный процесс.
Почему немало жителей Донецкой области поддерживают сепаратистов?
— Если бы власть быстро предложила механизмы улучшения жизни или хотя бы показала перспективу, многие не захотели бы поддерживать сепаратистов. Но пока что нам говорят: долгое время будет плохо, ничего не обещаем и ждем кредитов. Если придут кредиты, то, может, что-то улучшится. Власть расписалась в полном ничтожестве. Наберемся кредитов — потомки будут расплачиваться.
Что уже сейчас должны были бы сделать?
— Нужно посадить миллиардеров за стол и сказать: хотите продемонстрировать патриотизм? Заведите все свои средства в страну, закройте оффшоры, начинайте прозрачно работать здесь. Но заплатите хотя бы 10 процентов. Уже сейчас имели бы 10 миллиардов долларов.
В теперешней власти кто-то способен такое сделать?
— Уже поздно об этом говорить. Олигархи показывают зубы, диктуют условия, угрожают отделением, подхватили тему русского языка. Это нужно было делать в первые дни. Такая же ситуация была в 2005 году, когда упустили время для радикальных реформ. По поведению "регионалов" видно: они уже не боятся. Путин защитит, будет угрожать войсками.
Как люди могут среагировать?
— Пока что их сдерживает агрессия России. Но все видят: цены растут, проблемы возникают, решений не предлагают.
Власть не делает выводов из ошибок?
— Она реагирует с опозданием. Во многом влияет Запад, который настаивает на мире. Хотя у себя в странах решают это очень жестко. Хотел бы увидеть, как бы на сепаратизм, терроризм реагировали в Германии, в Соединенных Штатах. За два дня ликвидировали бы. А нам рассказывают о переговорах. Неужели не видят, что имеем дело с людьми, которые не понимают компромисса?
Ситуация с Донбассом что показала?
— Что мы не подготовлены к таким вызовам. Самое ужасное: больше 80 процентов россиян поддерживают действия Путина относительно Украины. Мы для них — враги.
Небо затягивают тучи. Холодает. Бондарь застегивает куртку.
Чего ждать от президентских выборов?
— У меня нет ощущения, что придет человек, который проведет необходимые перемены. После Майдана и жертв думал, что при власти будут новые люди — не в плане лиц, а что будут действовать по-другому. Когда слышу, что тот из окружения Януковича назначен, другой — удивляюсь. Уголовных дел нет, никого не арестовали. Надежды на кардинальные перемены нет. Все претенденты на президентство зависимы от олигархов.
Порошенко летал в Австрию на встречу с миллиардером Фирташем. А вот Тимошенко обещает уничтожить олигархов.
— Рассказывают, что Тимошенко уже договорилась с Ахметовым, Коломойским, Тарутой. А Порошенко — с Фирташем.
Предложения по борьбе с олигархатом и ликвидации частных монополий и возвращению денег из оффшоров отдал всем политическим силам и кандидатам в президенты. Никто не отозвался.
Все хотят жить в старой системе?
— Возможно, боятся настроить олигархов против себя. Но с ними экономика не будет работать. У нас целые отрасли разделены между олигархами: у Фирташа — газовая, титановая, химическая, у Ахметова — телекоммуникации, энергетика, металлургия. О какой конкуренции или благосостоянии людей, каких структурных реформах можно говорить? Не с кем конкурировать. Зачем платить более высокую зарплату, если все предприятия принадлежат тебе? Зачем улучшать социальные стандарты, уменьшать себестоимость продукции? Есть схема: продаешь своему оффшору за границу по заниженной цене, он сбывает по реальной, а разница остается в оффшоре. Последствия этой деятельности — ситуация на Донбассе.
Как можно убедить западный бизнес заходить сюда, если из страны выводят 100 миллиардов долларов, а возвращают несколько миллиардов? Все олигархи должны были бы за три месяца перерегистрироваться в Украине, завести средства, оплатить процент. Если не делают этого, то какие они патриоты? Значит, не имеют права владеть нашими предприятиями. Тогда владельцем становится государство.
Чего ожидать к концу года?
— Оптимистичный сценарий — придет президент, который будет знать, что делать. Как на Майдане была надежда на новую власть, так сейчас — на нового президента.
Пессимистичный — ситуация будет обостряться и выборы могут сорваться. Если и выберут нового главу государства, он ничего не будет менять. До сих пор не знаю, как еще страна живет при таких масштабах обворовывания.
Последние годы Украиной руководили пять-шесть семей. Сейчас кто?
— Ближайшее окружение Януковича убежало. Те, кто были возле него, все остались. За исключением Фирташа. Но его судьба решается не в Украине, а в Америке. А так бы и он жировал. Олигархи диктуют условия. А должны быть установлены правила игры.
Какие?
— Как во всем цивилизованном мире. Если занимаешься бизнесом — веди его прозрачно. У тебя не должно быть преференций. Вот есть у нас Антимонопольный комитет. Но он на 100 процентов подконтрольнен Ахметову.
Единственный выход: сделать общие условия. А так сейчас олигархи угрожают, шантажируют, подкупают. Когда нам говорят, что руководитель не может навести порядок в налоговой, потому что ему повтыкали людей из бывшей власти, так как это? По некоторым направлениям давно понятно, что кадры нужно менять. Глава Нацбанка Кубив — ужас полный. В стране отсутствует любая финансовая политика.
Какие перспективы для Украины на ближайшие пять лет?
— И Порошенко, и Тимошенко сказали, что оставят премьер-министром Яценюка. Значит, все, что делает действующее правительство, их устраивает, ничего не будут менять.
Попросили не трогать олигархов
Александр Бондарь пять лет возглавлял Фонд госимущества до 2003-го. Оттуда ушел в народные депутаты. Один созыв — от "Нашей Украины", второй — от блока "Наша Украина — Народная самооборона". В позапрошлом году ему пообещали место в списке "Батьківщини", однако не попал. Бондарь вступил в "Свободу", написал для нее экономическую программу. После Майдана ему предложили должность главы Фонда госимущества.
— Я все время рассказываю о борьбе с олигархами. И вот мне звонит один народный депутат и говорит: "Если хочешь получить должность, не трогай олигархов. Тогда тебя поддержат". Я на такое не пойду.
В браке во второй раз. Жена Ирина экономист, имеют сына Геннадия. От первого брака у Бондаря сын Артем.
Комментарии
1