В 10.00 в субботу возле столичного Украинского дома собираются с два десятка бывших политзаключенных. Держат розы и хризантемы. Едут на похороны диссидента, философа и одного из основателей украинского самиздата Василия Лисового. Он умер 20 июля на 76-ом году жизни от болезни печени.
— Где бы мы еще собрались, как не на похоронах? — говорит друзьям соратник покойного исследователь диссидентского движения 63-летний Василий Овсиенко. Здоровается со всеми за руку.
В 10.30 подъезжает двухэтажный автобус "мерседес". Едем в музей под открытым небом Пирогов. Там в церкви архистратига Михаила пройдет панихида. Впереди автобуса — катафалк "мерседес".
В Пирогове родные и друзья усопшего идут в небольшую деревянную церковь. Держат зажженые свечи. Слева от гроба становится 70-летняя Любовь Степанова, сестра Василия Семеновича. Плачет его сын 40-летний Оксен. К ним прижимается внук 6-летний Устим.
— Устиму больше не будет с кем в шахматы играть, — говорит Оксен. — Интересно с датами вышло. 40 дней после смерти выпадет как раз на его день рождения. А сегодня у меня день рождения.
Хоронят Василия Лисового в селе Тарасовка Обуховского района. Он родился в соседних Старых Безрадичах. На кладбище собирается с сотню людей. Произносят речи, читают стихи Василия Стуса.
— Этот человек еще с начала 1960-х распространял литературу самиздата. В 1972 году по Украине прокатилась очередная волна арестов украинской интеллигенции. Василия Семеновича не зацепили — он действовал очень осторожно, и конкретных доказательств у власти не было. КГБ думало, что после этого покоса лет на 10-15 будет иметь покой. Но Василий Семенович написал открытое письмо членам ЦК КПУ и ЦК КПСС со словами: "Я считаю себя тоже причастным к такому делу. Прошу меня также арестовать и судить", — рассказывает Василий Овсиенко.
Дочери 46-летней Мирославе становится плохо.
— У меня руки немеют, — говорит она.
Родственники подхватывают ее, ведут к скамейке.
После прощания гроб опускают в могилу. Ее закапывают трое мужчин.
— Вам уже заплатили? — подходит к копачам Оксен.
— Э-э-э, я за такое и обидеться могу! — говорит 56-летний Николай. Вырос в Безрадичах, живет в Киеве. Приехал на похороны. — Я дядю Василия знал. Это такой же патриот, как и Черновил. Будь прокляты те коммунисты, что они такое с ним сделали.
— Полгода назад ему поставили диагноз карцинома печени — это одна из форм рака, — рассказывает Оксен. — Сразу сказали, что опухоль очень большая и неоперабельная. Он прошел три курса интенсивной терапии — с гормонами и капельницами. Легче не стало. От опухоли печень начала отмирать. Это привело к интоксикации организма. У него постоянно были головокружения. За последний месяц он сильно сдал. Неделями спать не мог.
Василию Лисовому в 1972-м дали семь лет лагерей строгого режима. Еще три года отбывал ссылку в Бурятской АРСР.
Освободили диссидента в 1983 году. До 2002-го он преподавал философию в Киевском международном университете и Киево-Могилянской академии.















Комментарии
1