47-летняя Раиса и 51-летний Владимир Чикаленко из Рус ской Поляны на Черкащине год назад взяли из интерната 11-летних Аню, Анжелу и Лесю. У супругов есть еще две 18-летние дочки.
Три неродные дочки Раисы Владимировны выбегают во двор. Хозяйка объясняет, что муж поехал в Черкассы, а старшие дети гостят у ее матери на Киевщине.
Раиса Чикаленко — заместитель директора в местной школе N 1. Ее муж Владимир Петрович — бывший учитель труда, сейчас стоит на бирже. Семья живет в Русс ко й Поляне 30 лет.
— Когда я ходила беременная, мне говорили, что будет мальчик. Очень хотелось девочку, — делится хозяйка. — В Спитаке в Армении как раз произошло землетрясение. Мы хотели взять осиротевшую 10-летнюю девочку. Но в наш район детей не привезли. Впоследствии родились двойня — Снежана и Зоряна.
В прошлом году Чикаленко решили взять из интерната 10-летнюю девочку.
— Первой взяли Аню. Она попросила забрать из интерната еще свою подружку Лесю. Поехали за ней, а оказалось, что она — из двойняшек. Забрали еще и Анжелу, — рассказывает Раиса Чикаленко.
Женщина не говорит, откуда дети родом.
— Не хочу, чтобы их нашли родители-алкоголики. У девочек есть старшие братья и сестры. Когда станут взрослыми и захотят найти родных, мы возражать не будем.
— В интернате в столовой как давали апельсинку или банан, воспитательница забирала, — наперебой жалуются девочки. — Даже зубной щеткой не учили нас пользоваться. Тех, кто плохо учился, не пускали на улицу. Наши вещи из гуманитарной помощи воспитательницы забирали себе.
Леся вспоминает о конкурсе среди интернатских детей по лепке лучшей церкви.
Когда баба Маня умерла, мы с 10-летней Снежаной помыли ее и обрядили
— Я сделала из теста церковь. Раскрасила, покрыла лаком. Церковь осталась в интернате. Позже по телевизору показали победительницу Юлю Фурту с моей композицией, — обиженно говорит девочка. — Ей вручили денежную премию, подарки.
Аня хвастается снимками из Италии. В январе и июне она отдыхала в семье итальянцев. Там выучила язык.
— Папочка Ренцо из Италии обещал, когда мне будет 18 лет, взять к себе на фирму. Там производят швейные машинки, кофеварки и хлебопекарни, — говорит она.
Анжела показывает большой шрам на груди. В два года она обожглась. Старший братик подкладывал в топку дрова, а она потянула на себя чайник с кипятком. Итальянская семья готова оплатить пластическую операцию, чтобы девушка могла носить открытую одежду.
Раиса Чикаленко 20 лет присматривала одинокую бабу Маню. В Русскую Поляну женщина приехала в 1979-го, по окончании Киевского художественного техникума. Поселилась на квартире у Марии Панасовны Ляшко. Когда вышла замуж, бабка дала ей место под новый дом. Вторую половину дома Чикаленко построили для старухи. Но она отказалась, хотела умереть в своей хате.
— Как баба Маня умерла, мы с 10-летней Снежаной помыли ее и обрядили. При жизни ухаживать никто не хотел, — вспоминает женщина. — Покойница была с характером, не любила малых детей. Любила выпить. Сядет, бывало, на завалинке и как начнет гнуть маты на власть.
Бабью половину дома хозяева сдают квартирантам — преимущественно студентам и военным. В Оршанке под Русской Поляной действует учебный пограничный центр.
— В этом доме женились пять пар, родилось трое детей. Я готовлю на всех есть, — рассказывает учительница.
В доме Чикаленко 15 комнат. Есть две кухни, два санузла. Родные дети Раисы Владимировны — уже студентки. Младшие поддерживают порядок, моют посуду. За дополнительную работу дети получают денежное вознаграждение.
1959, 12 ноября — Раиса Денисенко родилась в с. Стрижавка
Ставищанского района на Киевщине
1978 — закончила Киевский художественный колледж
1987 — вышла замуж за учителя Владимира Чикаленко из Русской Поляны Черкасского района; купили автомобиль " жигули"
1988 — заочно закончила Черкасский пединститут
1989, 23 июля — родились дочки Снежана и Зоряна
1995 — построили дом из 15 комнат
2006 — взяли из интерната Аню, Анжелу и Лесю
2007, 21 марта — дети поздравили родителей с 20-й годовщиной супружеской жизни
Комментарии